Мышление: что это такое и каким оно бывает

Содержание:

Что это такое?

Если опираться на конкретное определение, то термин логическое мышление произошел от слов «логика» и «мышление». В философии логика определяется как наука, которая познает законы интеллектуальной познавательной деятельности и имеет предпосылки в античности. Она изучает методы, при которых можно узнать истину. Мышление – это психический процесс, позволяющий обработать ранее полученную информацию.

Если объединить логику и мышление, то мы получим некий процесс, где применяются логические конструкции. Когда такой процесс запускается в действие, то человек получает точные объективные знания и делает определенные выводы, в том числе и формальные. Кроме того, логика также причастна к созданию абстрактных понятий. Когда объединяются понятия, тогда систематизируется полученная информация. Такой процесс свойственен только человеку. Изначально личность получает абстрактную информацию, а потом связывает ее между собой. Именно так включается в этот процесс логика, состоящая из таких факторов, как анализ и синтез. Если говорить более точно, то анализ – это распад информации на отдельные части. Благодаря процессу наш мозг может определить суть информации.

Когда к анализу подключается синтез, то происходит объединение проанализированных информационных частей. Именно так и работает в нашем сознании логическое мышление. Нужно понимать: кто умеет мыслить логически, тот способен осуществлять эффективную мыслительную деятельность. Логическое мышление – это особая форма интеллектуальной активности человека. Рассмотрим основные этапы, которые лежат в основе научного, житейского, мифологического и художественного познания человека.

Наглядно-действенный тип

Это самая ранняя форма мыслительной деятельности, которая развивается у человека. Она характерна для детей младше 3 лет. Мыслительные операции основываются на манипуляциях с реально существующими осязаемыми предметами. Каждая задача решается сразу на практическом этапе, во время манипуляций с предметами. Нарушения мышления подобного типа встречаются редко. В основном при глубокой умственной отсталости. Они приводят к тому, что процесс развития мозговой активности в целом замедляется или прекращается.

Как и когда развивается, нарушения развития

Это первый этап становления мыслительной деятельности. Сроки, в которые должно начаться его развитие, варьируются. Некоторые специалисты указывают, что ребёнок способен к простейшим мыслительным операциям с рождения. Другие – что развитие мыслительных процессов тесно связано с возможностью двигаться и появляется одновременно со снижением гипертонуса мышц. Ориентировочные сроки — 6 месяцев — 1 год.

Яркие и неконтролируемые проявления наглядно-действенного мышления у детей старше 3 лет, подростков и взрослых говорят о серьёзных нарушениях психики – умственной отсталости, регрессе при психозах. Пациент проявляет ярко выраженное желание хватать, ломать и прятать окружающие предметы.

Ручное или наглядно-действенное мышление детей и способы его развития

Этот вид решения жизненных задач получил своё название из-за того, что ребёнок постоянно производит какие-либо манипуляции с окружающими предметами. Наиболее яркие проявления – малыш хватает игрушки, стучит ими, пробует на зуб, облизывает, пытается разобрать и собрать.

Отучать ребёнка от этих манипуляций не имеет смысла, гораздо более важная задача родителей – обеспечит малыша игрушками, которые он смог бы разобрать и собрать, не повредив. Отличный вариант — сортеры. У этой развивающей игрушки множество функций и модификаций. Принцип действия, как правило, схож — собрать, разобрать, соотнести цвета, грани, формы. Это и пазл, и конструктор в одной игрушке. Посмотрите подборку умных игрушек в различных ценах и вариациях .

Наглядно-действенный тип мышления у взрослых

У взрослых подобные мыслительные операции задействуются в тех случаях, когда результат действий нельзя предугадать на основе имеющихся умозаключений. Яркий пример – освоение незнакомой техники. Расстановка мебели в комнате или предметов на столе, выбор необходимых материалов по форме, текстуре, субъективным ощущениям.

Упражнения

А теперь немного поиграем. Я подобрала вам интересные упражнения для развития мышления в игровой форме.

Соединяем несоединимое

Веселое и увлекательное упражнение для взрослых и детей. Суть его в том, что нужно соединить в одном предложении два совершенно несвязанных между собой понятия. Например, медузу и компьютер. Чем больше предложений получится придумать, тем лучше.

Это упражнение часто используют на кастингах радиоведущих. Представители данной профессии должны уметь сходу перескакивать с одной темы на другую и делать это красиво и естественно.

Какие варианты можно придумать с нашим примером? Хотя бы такой: “На заставке компьютера была изображена медуза”. Или, например: “Дима сидел за компьютером и мечтал о море, полном медуз, крабов, дельфинов”. Теперь вы попробуйте. Когда разберетесь с этой парой понятий, принимайтесь за следующие:

  • собака и микрофон;
  • башня и ремень;
  • мост и пуговица;
  • газонокосилка и блоха;
  • Луна и субботник.

Инструкции

Представьте, что на Землю прилетели инопланетяне и решили здесь обосноваться. Их цивилизация совсем не похожа на нашу, поэтому самые обычные предметы для них в диковинку. Вам нужно написать инструкцию для самых часто употребляемых вещей, чтобы облегчить гостям жизнь.

Для примера давайте составим инструкцию для зубной щетки.

  1. Зубная щетка – приспособление для чистки зубов.
  2. Применять ее нужно два раза в день – утром и вечером.
  3. Зайдите в ванную, встаньте перед зеркалом, возьмите щетку в руку и намочите водой из-под крана.
  4. Затем выдавите на нее немного зубной пасты и поднесите к зубам.
  5. Совершайте вращательные движения, вычищая грязь с зубов на протяжении трех минут.
  6. После этого помойте ее в проточной воде и положите на место.

Как видите, все просто. Теперь ваша очередь писать инструкции. Вот вам список предметов для начала: расческа, вилка, ключ, очки, стул, мыло.

Два события

Между двумя событиями, на первый взгляд, никак не связанными между собой, нужно протянуть логическую цепочку рассуждений, чтобы получился цельный и связный рассказ. Возьмем следующие события:

  1. Во дворе жалобно заскулила собака.
  2. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар.

Вот что получилось у меня: “Во дворе жалобно заскулила собака. Джек понял, что больше не в силах терпеть эту унылую однообразную жизнь, и решил отправиться навстречу приключениям. Его дядя был капитаном дальнего плавания, и ночью мальчик тайно пробрался к нему на корабль, пришвартованный в порту. Утром он проснулся от сильной качки и понял, что корабль уже отплыл и попал в сильный шторм. В мачту корабля ударила молния, и на палубе начался пожар”.

Я подготовила для вас еще несколько пар событий – тренируйтесь!

  1. В кабинете начальника раздался телефонный звонок. Машина на полном ходу врезалась в столб.
  2. Ракета оторвалась от земли и взмыла в небо. Мальчик засунул руку в карман и обнаружил там записку.
  3. Человек вышел из метро и направился прямиком в книжный магазин. У семейства носорогов в Африке родился детеныш.

Логические цепочки

Самое лучшее упражнение для развития логики. Подходит всем – и детям, и подросткам, и студентам, и взрослым. Его цель – научиться устанавливать логические связи между предметами и явлениями.

Вам будет предложено два разных понятия. Ваша задача – обозначить то, что может их связывать. Пример – яблоко и собака.

  1. Оба объекта относятся к живой природе.
  2. И то и другое содержит в себе воду.
  3. Представители и того и другого вида бывали в космосе.
  4. И то и другое может нанести человеку увечья и т. д.

Еще варианты: шприц и пирожок, юбка и олень, курица и скамейка, молоко и бульдозер, облако и крокодил.

Все наоборот

Для этого упражнения вам понадобится газета, журнал или, на худой конец, новостной интернет-портал. Берем броский заголовок и меняем местами существительные в нем. Было: “Футболисты сборной России вернулись домой на велосипедах”. Стало: “Велосипеды вернулись домой на футболистах сборной России”. Бред бредом.

Ваша задача – придумать историю, подходящую под заголовок и делающую его более менее осмысленным. Например: “Футболисты сборной России решили выкупить вывезенные из страны во время революции царские велосипеды и вернуть их на родину”.

Система: единство всех аспектов

Чтобы оценить связь мышления с языком и речью, следует рассмотреть эти явления как единую систему. Ученые давно оценивают их как неразрывные составляющие. Есть две точки зрения, позволяющие оценивать и расценивать эту систему. Генетическая предполагает рассматривать язык как явление, которое неразрывно связано со становлением, моментом появления мыслительного процесса. Второй вариант – функциональный. В рамках этого подхода предполагают единство мысли и языка. Следовательно, по умолчанию предполагается взаимное существование этих двух явлений. Такая система развеивается параллельно.

При этом ученые не рассматривают язык как объект, равноценный мысли, либо наоборот. Научные выкладки, связанные с этими явлениями и присущими им общими особенностями, обусловлена представлением о развитии мышления. Для языка и мысли есть свои уникальные законы, по которым эти явления развиваются, а также специфические нюансы функционирования. Язык представляет собой замкнутую систему, таковой же выступает и мысль. Наполнение этих систем разнится. Нельзя определить мир вокруг как четкую связь мысли и слова – это подтверждается отличиями разных языков и особенностями речевого воспроизведения конкретного размышления.

12.Основные виды мышления, его специфические характеристики и признаки.

В современной психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как:

1) генезис развития;

2) характер решаемых задач;

3) степень развернутости;

4) степени новизны и оригинальности;

5) средства мышления;

6) функции мышления и т.д.

1. По генезису развития различают мышление :

наглядно-действенное;

наглядно-образное;

словесно-логическое;

абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении, оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе .

2. По характеру решаемых задач различают мышление:

теоретическое;

практическое.

Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление — это познание законов и правил.

Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы

7 стр., 3421 слов

Доказательство как логическая основа аргументации

ТЕМА 26. Доказательство как логическая основа аргументации ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Определение доказательства и его структура…………….……….….…3 2. Виды доказательства. Правила и ошибки……………….……….……..12 3. Упражнения……………………………………….…………….……..….17 Список использованной литературы……………….……………….……..18 1. Определение доказательства и его структура Теоретическое познание и любая интеллектуальная деятельность …

3. По степени развернутости различают мышление:

дискурсивное;

интуитивное.

Дискурсивное (аналитическое) мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:

репродуктивное;

продуктивное (творческое).

Репродуктивное мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное мышление — мышление на основе творческого воображения

5. По средствам мышления различают мышление:

наглядное;

вербальное.

Наглядное мышление — это мышление на основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление:

критическое;

творческое.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей

Капелька полезных рассуждений

Препарируя указанные выше термины мысленным логическим скальпелем, понимаешь, что с остальными стилями все кажется более-менее понятным. Реалистически мыслят абсолютные реалисты, не признающие фантазий. Идеалистические мысли присуще тем, кто вечно строит в голове идеальные города и образы, где все счастливы и благополучны. Прагматики все просчитывают на 5 шагов вперед, аналитики раскладывают на молекулы и атомы причин и следствий.

Что касается понятия «синтетический», то в голове истинной леди по идее должны возникать не некие психологические аспекты мышления, а мысли о капроновых чулках, нейлоновых блузках, обтягивающих брюках из лайкры или воспоминания еще о каких-нибудь тканях и материалах, полученных в результате химического синтеза. Аналогов в природе такой синтетике обычно не имеется, был мономер, «раздули» из него «полимер» и отправили в мир во имя блага обывателей. 

Синтетики и Аналитики

Знаешь, а ведь рациональное зерно в названии этого стиля мышления все-таки имеется. Люди с таким типом направления мыслей тоже постоянно синтезируют, то есть создают буквально из невозможных, несовместимых предпосылок, предметов, материалов, вещей, сценариев, декораций нечто цельное, которое потом довольно исправно функционирует.

С субъектами, предлагающими другие идеи, мозговитые «химики» не спорят, согласны на компромиссы, извлекают из мыслей сотоварищей все самое лучшее, бросают в колбу с другими ингредиентами и получают на выходе чудо, шедевр, оксюморон. 

Позитивное мышление

Позитивное мышление – гораздо больше, чем просто оптимистичное отношение ко всему. Это не игнорирование имеющихся проблем, не уход от них головой в песок. Это способность видеть множество решений даже, казалось бы, в безвыходных ситуациях. Сила позитивного мышления заключается в том, что это один из эффективных методов борьбы со стрессом, а умение справляться с ним есть залог сохранности здоровья. Причиной этому является:

  1. Уменьшение риска сердечно-сосудистых заболеваний. Стресс – одна из причин развития гипертонической болезни и атеросклероза сосудов.
  2. Повышение устойчивости к простудным заболеваниям. К примеру, студенты с низкими адаптационными возможностями по окончании такого стрессового события, как сессия, часто начинают болеть простудой.
  3. Личности, обладающие позитивным мышлением более склонны к ведению здорового образа жизни (регулярные физические нагрузки, правильное питание).

Влияние позитивного мышления на повседневную жизнь

Представьте себе ситуацию, в которой вам на тропинке встретился медведь. Вы почувствуете страх и мозг запрограммирует определенное действие – бежать от угрозы. С одной стороны, это эволюционно полезное чувство, которое помогает человеку справиться с экстремальной ситуацией. Но с другой стороны, оно ограничивает круг идей, которые могут прийти вам в голову. Негативные эмоции сужают ваш разум, фокусируют на конкретные действия. В тот же момент у вас может быть возможность залезть на дерево, взять палку, но все это будет казаться неуместным, когда перед вами стоит медведь.

Это полезный инстинкт, если вы пытаетесь спастись, но в XXI веке человек не сталкивается с подобными ситуациями. Тем не менее, человеческий мозг так и остается запрограммированным на негативные эмоции таким образом, что при этом ограничивается спектр идей, которые могут прийти в голову. Например, когда за вечер нужно сделать большой список дел, мы испытываем раздражение, которое будто парализует нас и не дает приступить к их рациональному выполнению.

У вас негативное мышление, если:

  • После продуктивного рабочего дня вас похвалили за работу, вы приходите домой и вместо того чтобы искренне порадоваться за себя, начинаете думать, как выполнять еще больше задач.
  • Когда происходит что-то плохое, вы вините исключительно себя. Например, отменилась встреча с друзьями и вам кажется, что они просто не хотят видеться с вами.
  • Разлитая на одежду чашка чая наводит вас на мысль, что весь день пойдет насмарку.

Оптимистичные личности склонны к позитивному мышлению. Но и пессимисты могут оптимистично мыслить, если освоят определенные навыки.

Люди «Зачем?» и люди «Почему?»

Еще одна характеристика типов мышления была предложена Стивеном Кови. Ему принадлежит идея о том, что разные типы мышления можно разделить всего на два вида. Позже его теорию поддержал и Джек Кенфилд, занимающийся мотивацией человека. Так что же это за теория? Давайте разберемся.

Люди первого типа живут мыслями о собственном будущем. Все действия людей направлены не на воплощение в жизнь своих желаний, а на размышления о завтрашнем дне. При этом, они не задумываются, наступит ли это «завтра» вообще. Результатом этого является множество упущенных возможностей, неспособность к кардинальным изменениям, а мечты о безоблачном будущем часто так и не становятся явью.

Люди «почему» живут прошлым. Прошлым опытом, прошлыми победами и достижениями. При этом они часто не замечают того, что происходит на данный момент, о будущем могут вообще не задумываться. Причины возникновения многих проблем они ищут в прошлом, а не в себе.

Что это такое

Считается, что познавательная деятельность достигает своего совершенства только у людей. Мышление это в психологии высшая психическая функция. С ее помощью человек ориентируется в пространстве, накапливает опыт, формирует представления о мире.

Для того чтобы понять, что такое мышление, необязательно разбираться в особенностях работы центральной нервной системы. Достаточно понимать детали процесса.

Познавательная деятельность – это восприятие окружающего мира. Обобщенное и опосредствованное отражение действительности позволяет индивиду делать умозаключения. Например, если он видит на улице снег, то делает вывод о низкой температуре и необходимости теплой одежды.

Термин рассматривается не только в психологии. Он встречается и в философии. Еще античные мыслители рассматривали процесс познания как способ получить истину и мнение. Позже Аристотель создал науку логику. Она позволила выделить новые понятия: умозаключение, суждение.

Декарт полагал, что процесс познания – это нечто бестелесное, единственный атрибут души

В XVII веке мышление начало активно изучаться психологами, но в то время рассматривалось отдельно от психики. Только в XX веке ситуация изменилась, хотя каждая психологическая школа имела свои представления о мышлении и определении процесса:

  1. Феноменология определяла процесс познания как систему интеллектуальных операций, которая имеет врождённую природу.
  2. Гештальтпсихология: мышление – это процесс переструктурирования проблемы с помощью инсайтов (внезапных озарений).
  3. Психоанализ: мышление – это бессознательный процесс, который зависит от мотивов и потребностей.
  4. Бихевиоризм – в процессе познания формируются связи между стимулами и реакциями.

В советской психологии придерживалось мнение, что мышление формируется только в ходе деятельности. Под термином понимали способность индивида решать задачи и преобразовывать действительность. Считалось, что мышление является врожденным умением.

Что относится к основным видам мышления в зависимости от личностных особенностей

На образ мысли могут влиять и определенные характеристики личности.

Мужское

Как правило, оно основывается на логическом анализе и нацелено на создание плана конкретных действий. Ему присущи целенаправленность, рациональность и отчуждение разума от ощущений. Мужчины стремятся перейти от обдумывания к поступкам и достижению определенного результата, а эмоции только мешают процессу осмысления.

Женское

Чаще всего имеет интуитивную основу, которая практически всегда сопровождается чувственным опытом. Важную роль играют конкретизация и детализация информации. Ход мышления женщины может меняться под воздействием настроения, хотя многим девушкам присущи и логика, и рационализм, и умение планировать, анализировать. Однако тенденция показывает, что их эмоциональность все равно оказывает сильное влияние на восприятие окружающего мира: порой помогает, а иногда мешает думать.

Девушкам бывает непросто понять самих себя и разобраться в хитросплетениях действительности. В таких ситуациях я с радостью приду на помощь. Записывайтесь мою консультацию, и я подскажу, как действенно и эффективно использовать внутренние ресурсы и превратить женственность в мощный источник энергии.

Позитивное

Люди с этим типом мышления чаще склонны видеть вокруг возможности, а не препятствия. Что бы ни происходило, они стремятся сохранить оптимистичный настрой, при этом реалистично и конструктивно оценивая обстановку и находя в ней то, что способствует достижению успеха.

Негативное

Сопровождается эмоциями, связанными с недовольством жизнью и пессимизмом. Люди такого склада ума склоняются к пассивной критике происходящего, выражению своих неприятных ощущений и мыслей, но далеко не всегда берут на себя ответственность для решения возникшей проблемы.

Стратегическое

Им обладают личности, которые предпочитают планировать свою деятельность далеко вперед и умеют ставить долгосрочные цели. Они придерживаются своего плана и видят самые эффективные пути достижения задуманного. Как правило, это хорошие управленцы и бизнесмены.

Идеалистическое

Вместо познания мира, идеалисты создают в голове его модель, которую они пытаются наложить на реальность. Чаще всего эти картинки не совпадают, что вызывает у человека негативные эмоции, переживания. Индивид с таким складом ума может не замечать очевидного из-за этого стремления к иллюзиям.

Иррациональное

Иррационалу не всегда удается увидеть и осознать причины своих поступков. Он не анализирует, не критикует, а просто верит в то, чем занимается. Для него важнее всего – результативность действий, а не логичность или объективность оценки.

Рациональное

В отличие от предыдущего, рационал обращается только к фактам, знаниям и навыкам. Ощущения, эмоции он отодвигает на второй план, предпочитая мыслить трезво, конструктивно, быстро и логично решая поставленные задачи.

Аналитическое

Человек с этим образом мысли опирается исключительно на логику. Он уверен, что все имеет причинно-следственную связь, поэтому для решения проблемы нужно долго анализировать, изучать ситуацию и докопаться до первопричины.

Синтезирующее

Хорошо развито у тех, кто способен из отдельных частей информации воссоздать полную и понятную картинку действительности. Такие люди не пугаются рутинной работы и предпочитают скорее стабильность, чем перемены. Окружающий мир воспринимается ими с настороженностью. Часто из личностей такого склада получаются выдающиеся ученые. Они успешно справляются с офисными задачами, умеют грамотно собирать и структурировать данные, а также верно их преподнести, прибегают к составлению схем, таблиц для наглядности.

Рациональный тип мышления

Какой вид восприятия и обработки информации оперирует компетентностью и знанием, умением и навыком и не берет во внимание такие операции, как чувство и предчувствие, импульс и желание, впечатление и переживание? Верно, рациональное мышление. Это когнитивный процесс, который основывается на разумном и логичном восприятии предмета или ситуации

Человеку в течение жизни не всегда приходится размышлять над чем-либо, иногда он обходится чувствами и привычками, доведенными до автоматизма. Но когда он «включает голову», то старается мыслить рационально

Привлечь такого человека можно лишь фактами, основанными на реальности, и лишь осознав важность конечного результата, он начнет действовать

Философское мышление


Предметом философии является духовный опыт человека, как психологический и социальный, так и эстетический, моральный и религиозный. Как само мировоззрение, так и типы философского мышления берут свое начало в продуктивном сомнении в правильности повседневных мнений. Рассмотрим основные особенности этого типа мышления:

  • Концептуальная обоснованность – это последовательность решения вопросов мировоззрения согласно установленному порядку.
  • Последовательность и систематичность подразумевает построение философом теоретической системы, дающей ответы на множество мировоззренческих вопросов.
  • Универсальность теорий заключается в следующем: философ редко дает ответы на вопросы, волнующие конкретного человека, его теории лишь указывают верный путь для поиска этих ответов.
  • Открытость для критики. Философские суждения поддаются конструктивной критике и открыты для пересмотра основных положений.

Проверь себя на любовь к «синтетическим штучкам»

Тип мышления человека формируется под воздействием множества факторов: генетической предрасположенности, окружающей среды, любви к получению массива знаний, влияния старшего поколения и их способов решать жизненные и рабочие проблемы. «Воспитать» в себе «чистый» яркий синтетический тип мышления искусственно – не получится. Использовать в качестве послушного слуги в карьере и личной жизни, можно попробовать. 


Фото Luis Alfonso Orellana on Unsplash

Ты можешь сделать недостатки, которые портят твой характер за счет влияния неоднозначного критического стиля мышления, продолжением своих достоинств.

Возьми на вооружение наши рекомендации:

  • когда захочется в очередной раз «подавить» толпу вызывающим поведением, посчитай до 10 и подумай, может быть пустить эту злобную энергию в мирное русло и тихонько «подслушать», чем дышат сейчас остальные;
  • отбрось насмешки и скепсис, будь дружелюбной, но от своих идей не отступай, просто продвигай их медленно, уверенно, напористо;
  • быть вождем оппозиционеров, что так характерно для людей с синтетическим стилем мышления, может быть и заманчиво, но разберись сначала за что воюешь ты и твои последователи, оно того стоит?
  • почаще используй умение «парить» над проблемой, видя то, чего не замечают оппоненты, но при этом не демонстрируй слишком явно свою оригинальность, «белых ворон» не любят и быстро превращают в изгоев, ты рискуешь остаться в гордом одиночестве;
  • владельцы синтетического мышления иногда находят такие экстремальные, но отлично работающие выходы из патовой ситуации, что надолго прослывают гениями, прими заслуженные лавры, но не надо тут же на них лениво засыпать;


Фото Pascal Bernardon on Unsplash

не иди на поводу у беспринципной полемики, аргументы приводи спокойно, запрещенные приемы в споре не используй, не все дотягивают до твоего интеллектуального уровня, но это не причина для колких издевок.

Ты будешь смеяться, но истинные Синтезаторы – те еще оригиналы. Сначала они выручают семью, компанию друзей, коллектив блестящей идеей, как справиться со сложной ситуацией.

Все четко и слаженно аргументируют, приводят разумные доводы, прорабатывают все до малейших нюансов и все готовы громко аплодировать и скандировать им: Виват, король! Но они вдруг в последний момент иронично заявляют: да ладно, все это, наверное, бредятина и никому не нужно, скромно улыбаются и растворяются в толпе.

Остальным остается только сказать себе: спокойствие, только спокойствие, любят человека не за его поступки, а вопреки всему, а это очень мудрое решение в общении с человеком, одаренным синтетическим мышлением. 

5 образов мышления

Мышление играет ключевую роль в любом успехе. Оно определяет ваше поведение, мировоззрение и психическое здоровье. Писатель Уилсон Канади как-то сказал: «Чтобы изменить свою жизнь, нужно изменить себя. Чтобы изменить себя, нужно изменить свой образ мышления». Мышление целиком и полностью определяет человека, его цели и ценности. От его образа зависит то, как он относится к риску и справляется с ним, будет ли он поддаваться страху или преодолевать его, то, как реагирует на вызовы и неудачи, и другие вещи. Но что, если в своей жизни руководствоваться несколькими образами мышления? Тогда мы будем иметь более широкий набор инструментов для решения возникающих задач. Давайте посмотрим, какие бывают образы мышления и как их развить. Читать подробнее…

3

Иная классификация видов мышления

Для удобства восприятия и осмысления этой классификации поделим ее на два блока видов.

Блок 1

Мышление без-образное — это такой вид мышления, который «свободен» от элементов чувственности (образы восприятия и представления). В ходе этого мыслительного процесса осознавание значения вербальных сигналов осуществляется без формирования в сознании какого-либо образа или представления.

Визуальное характеризуется двумя наиболее точно описывающими это явление определениями:

  • Это интеллектуальный метод решения тех или иных задач, опирающийся на визуальные образы, заложенные глубоко внутри сознания;
  • Разновидность творческого мыслительного процесса, порождающая в ходе своей активности новые образы. При этом создаются новые формы визуализации, внутри которых передается конкретная смысловая нагрузка, а значения и смысл становится видимым.

Дискурсивное — это мышление, основанное на речевых способностях человека, оно опосредованно, накопленным ранее, опытом человека. Его можно объяснить как словесно-логическое или вербально-логическое, а также как абстрактно-понятийное мышление. Может выступать в качестве логического рассуждения, где каждая новая мысль отталкивается от мысли более ранней, создавая, таким образом, цепочку размышлений. Более применимо это не к психологии или философии, а к науке логики.

Комплексное — этот тип мышления применим как к ребенку, так и ко взрослому. Отличительной чертой является процесс осуществления каких-либо обобщений эмпирического характера, основанных на соотношении между предметами, которые открываются в умственном восприятии.

Наглядно-действенный тип — этот мыслительный вид выделяется не типом постановки задачи, а процессом и методом ее решения. Ответ на тот или иной вопрос обнаруживается за счет наблюдения за реально существующими объектами, их взаимодействием и осуществлением материальных изменений, в ходе которых участвует субъект мыслительного процесса.

Наглядно-образное — это такой вид мыслительной деятельности, реализующаяся на базе образных преобразований восприятия в представление, следующего затем изменения и обобщения представляющегося содержания объектов, которые формируют отображение действительности в виде концептуальных образов.

Блок 2

Образное — познавательная деятельность, которая направлена на отображение существующих характеристик объектов или предметов, а также их структурной взаимосвязи.

Практическое — мыслительный процесс, происходящий во время деятельности, осуществляемой на практике. Это является основным отличием от мышления теоретического, которое направляется на нахождение ответа задач, имеющих отвлеченное, т. е. теоретическое происхождение.

Продуктивное — по сути, это то же самое, что и «творческое мышление». Оно связано с нахождением ответа на новые, несвойственные субъекту умственные задачи и проблемы. При этом самой трудной и сложноразрешимой задачей для человека считается познание самого себя, своей сути и предназначения.

Теоретическое — главными составляющими частями можно считать различные содержательные абстракции, обобщенные понятия, процесс анализа и планирования, рефлексию. Активному развитию данного типа мыслительной деятельности способствует познавательный (учебный) процесс.

Технократическое — это мировоззренческий или ментальный мыслительный процесс, отличающийся превосходством средств над целями, цели же, в свою очередь, главенствуют над смыслом и общесоциальными интересами, смысл превалирует над бытием и современной мировой действительностью, техника (психотехника) стоит выше человека и его ценностей.

В этом типе осмысления в психологии рассудок превыше разума и мудрости. Отсутствуют незыблемые категории нравственного поведения, совести, человеческого достоинства и переживаний. Основная отличительная черта технократического мышления — это представление человека как обучаемого элемента запрограммированной системы, объекта различного рода манипуляций. Человек не считается личностью, способной не только к самостоятельной деятельности, но и свободному восприятию возможностей и направлений своей деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector