Что такое абстрактное мышление и как его развить

Инструменты

Базовый инструмент абстрактного мышления – это слово. Именно слова помогают выстраивать мысли в логические и последовательные цепочки. Ясная и четкая речь напрямую влияет на мыслительную деятельность. И наоборот, грамотное осмысление и внутренняя проработка вопроса выливается в хорошо сформулированное высказывание.

Именно поэтому абстрактное мышление иногда называют внутренней речью. Вы можете заметить, что наш внутренний диалог с самим собой хоть и содержит слова, но от обычной звуковой речи все же отличается:

  • помимо слов он содержит образы и эмоции;
  • он более хаотичен, особенно если человек не старается выстроить свое мышление целенаправленно;
  • внутренняя речь скомкана и фрагментирована, т. е. в ней преобладают ключевые слова, а второстепенные могут опускаться без потери общего смысла.

Оперирование в сознании не конкретными образами, а абстрактными знаками-словами, цифрами, категориями является очень сложным психическим процессом. А потому человек начинает овладевать данным навыком только к подростковому возрасту. И то не в полной мере.

Примеры того, как абстрактно мыслить

Одним из ярких, пожалуй, являются точные научные области: математика, химия, геометрия, физика. Такие размышления называются фундаментальными для них. Ученые не видят и не ощущают чисел, фигур и химических элементов как таковых, но они умеют ими оперировать: исчислять, измерять, объединять.

Или возьмем понятие «жизнь». Что это такое? Ответ на данный вопрос искали многие философы. По сути, это существование тела, куда помещено сознание. Но вот четко сказать об этом понятии мы все равно не сможем.

Это вид имеет место и тогда, когда человек думает о будущем. Мы никогда не узнаем наверняка, что с нами произойдет завтра, через месяц или год. Но нам свойственно строить планы, мечтать или ставить цели и идти к их достижению. Человеческая жизнедеятельность обладает определенной направленностью. Одни вещи мы вряд ли сможем изменить, но такое мышление помогает нам разрабатывать стратегию и идти навстречу желаемому. Другими словами, этой действительности пока еще не существует, но мы стараемся сделать все, чтобы она была в соответствии с нашими представлениями.

Нельзя не упомянуть и о таком свойстве, как идеализация. Многие люди представляют себе реальность и живущих в ней индивидов идеальными. Известный стереотип – ждать «принца».

Стоит затронуть и образцы обманчивых суждений. Первое, что приходит в голову, снова касается темы взаимоотношений. Некоторые представительницы женского пола с уверенностью утверждают, что все парни плохие.

Но такой вывод основывается исключительно на субъективном мнении. Если девушке не повезло с избранником, и тот ее обидел или обманул, это не значит, что все такие. Но в этом случае о мужчинах говорят, как о конкретной категории со своими характеристиками, а потому черты, имеющиеся у одного из них, приписываются всем.

Подобных примеров можно найти множество, но все они доказывают то, что абстрактное размышление имеет огромное значение в нашем повседневном мыслительном процессе. Конечно, у каждого человека проявляется оно по-разному и всегда будет то, что необходимо развивать. А если вы не знаете, с чего начать, то я помогу сделать первые шаги в самосовершенствовании, для этого надо просто записаться на мою личную консультацию.

Как развить абстрактное мышление

Способность мыслить абстрактно заложена в каждом из нас с рождения. Помните, как в детстве вы любили фантазировать, придумывать истории и сочинять мечты? Именно абстрактное мышление помогало вам в школе постигать азы технических и гуманитарных наук, вникать в сложные формулы, описывать образы главных литературных героев.

Такая способность есть в вас и сейчас. К примеру, вы никогда не были на Луне, но в то же время можете приблизительно представить, насколько этот спутник меньше размера Земли, как выглядят кратеры на его поверхности. Все это возможно благодаря абстрактному мышлению.

Другое дело – насколько высок его уровень у каждого из нас. Во многом это можно понять по тому, как развита наша устная и письменная речь, насколько широк словарный запас, владеем ли мы ораторским искусством. Следовательно, чтобы развивать абстрактный тип мышления, нужно работать именно с ее главным инструментом – словом.

Посмотрите нашу подборку книг про мышление.

У взрослых

Приведу несколько упражнений для развития абстрактного мышления у взрослых:

  1. Закройте глаза и представьте в мельчайших деталях, как прошел ваш день: с кем виделись, во что были одеты эти люди, какие запахи вы ощущали по дороге на работу, что чувствовали, общаясь с начальством, сколько раз подходили к кофейному автомату и т. п.
  2. Напишите на листе бумаги названия разных явлений и предметов, а потом поочередно воссоздайте в голове образы того, что описали. Лучше брать не простые слова вроде “стол” и “карандаш”, а такие, что требуют усилий для представления: комета, свобода, доминирование, религиозность, бесконечность и т. д.
  3. Похожая техника, только теперь нужно не представлять написанные слова, а описывать. Можно взять слова “нежность”, “разум”, “человечество”, “гнев” и подобные. Сначала дайте каждому слову определение, а потом придумайте к ним подходящие символы. Это могут быть иероглифы, небольшие картинки или схемы.
  4. Следующее упражнение станет интересным развлечением в компании друзей или во время путешествия в поезде. Задача: придумать от 3 до 5 заглавных букв и превратить их в аббревиатуру. Например, буквы СКП – это Союз Красных Пижам, Сборная Китайских Палочек и т. п.

Много других техник развития абстрактного мышления можно найти в нашей отдельной статье.

У детей

Развивать абстрактное мышление у детей нужно с самого младенчества. Даже если вам кажется, что малыш еще совсем ничего не понимает, будьте уверены, что он отлично распознает и запоминает звуки, интонации, слова. Можно читать книжки или рассказывать ему о чем угодно. Главное – делать это с выражением и чувством.

Детям постарше можно предложить такие упражнения:

  1. Нарисуйте на листке бумаги часть какого-нибудь животного или предмета. Задачей ребенка будет дорисовать недостающий элемент. Не страшно, если у мышки окажется рыбий хвост или появятся крылья. Главное, чтобы ребенок проявил находчивость.
  2. Поиграйте в слова. Вы называете любое слово, далее ребенок придумывает другое слово, которое начинается на ту букву, на которую закончилось ваше слово. И дальше по цепочке. Например, цветоК – КорзинА – АвгусТ и т. д.
  3. Устройте домашний кукольный театр. Все реквизиты можно смастерить своими руками: повесить простынь как ширму, взять любые игрушки в качестве героев. Ребенок будет исполнять роль и сценариста, и режиссера, и актера.

Советую также ознакомиться с подборкой логических игр для развития мышления.

Как можно развить абстрактное мышление

Даже если ты никогда не задумывался о том, что это такое, хотя бы раз в жизни ты точно к нему прибегал. Существует много способов использовать абстрактное мышление таким образом, чтобы развить его.

Подумай о концепции предмета или явления

Каждый раз, когда ты представляешь себе неконкретные ситуации, — это уже работа абстрактного мышления. Такие понятия, как любовь, уважение, поддержка, означают всё, у чего нет конкретной физической формы. Это те концепции, которые требуют абстрактного мышления.

К примеру, Статуя Свободы — это конкретная концепция. А свобода, правосудие и демократия — абстрактные концепции, которые напрямую связаны с конкретным предметом. Ещё один пример: твоя собака — это конкретный объект, а твои размышления о ваших взаимоотношениях, её развитии, заботе являются абстрактными мыслями.

Игра в ассоциации

Такой способ является одним из самых простых и привычных нам. Ты можешь подумать о том, какие ассоциации ты испытываешь при мысли о том или ином предмете, человеке, явлении, понятии. Мысленно сравнить, на что похожи облака, машины, созданные человеком роботы-пылесосы. Представить, на что похожи звуки и мелодии, провести параллель с каким-нибудь фильмом или книгой.

Если ты будешь выполнять это упражнение часто, то довольно скоро ты заметишь, как лучше стал воспринимать окружающий тебя мир, усваивать информацию и устанавливать причинно-следственные связи.

Развивай креативность

Ещё одним хорошим упражнением является следующее. Закрой глаза и подумай о тех, с кем ты общался за день или как-то контактировал. Вспомни в деталях их одежду, особенности речи, жестикуляцию, эмоции, отражённые на лице. Также постарайся вспомнить свои личные ощущения во время общения с этими людьми, переживания, состояние. Попробуй создать в голове их образы.

По такой же схеме ты можешь работать с образами эмоций, которые не привязаны к конкретными объектами. Или попробовать представить образ какой-либо идеи, термина или понятия. Отследи свои ассоциации и ощущения, свяжи их с символами представляемого.

Используй метафоры и аналогии

Эти средства речи могут стать отличным стартом для развития абстрактного мышления. Чтение художественных произведений, а в лучшем случае — их написание, даст направление работы с абстракцией. Ещё одним вариантом может стать выставка современного искусства — ведь именно в нём содержится наибольшее количество метафор и аналогий, которые дают пищу для фантазии.

Метафоры и аналогии создают связь между двумя идеями, которые изначально могут быть как абстрактными, так и конкретными.

Всё время задавай вопросы

Чем чаще ты будешь задумываться о том, что происходит вокруг и внутри тебя, тем лучше будет развито твоё абстрактное мышление. Постоянно спрашивай «Почему?»: «Почему в этом проекте должны быть именно эти задания?», «Почему эта вещь должна работать именно таким образом?», «Почему человеку необходимо сделать это?»

Если вопросы, начинающиеся с «почему», не дают ответы, попробуй перефразировать их: «Что должно быть в результате моей деятельности?», «Могу ли я упростить эту проблему и как?», «Кому может это пригодиться?» Продолжай задавать себе вопросы, и ты сможешь увидеть общую картину проблемы, а не только её саму.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление проявляется в нескольких формах: понятиях, суждениях и умозаключениях. Все они применяются комплексно. Абстрактные понятия отражают объект или их группу в одной или нескольких существенных характеристиках.


Понятия – важнейшая составляющая мышления

В речи понятие выражается одним или несколькими словами. Например, «лошадь», «трактор» или «сотрудник НИИ», «взрывная волна». Это некий абстрактный образ, который нельзя представить непосредственно в визуальном, слуховом или кинестетическом виде, но можно понять. Суждения содержат утверждение или отрицание какого-то факта. Они делятся на простые и сложные.

Пример. Предложение: «Каратэ удивительно» является примером простого суждения. Оно состоит из одной предпосылки. Сложное такое: «Поезд ушел, платформа стала пуста» содержит два взаимосвязанных между собой факта. Суждение всегда осуществляется в повествовательной форме.

Умозаключение – это форма мышления, позволяющая сделать вывод в виде нового суждения из одной или нескольких взаимосвязанных между собой предпосылок.

Кто такой абстрактный человек

Абстрактный человек – это личность, которую человек себе нарисовал в воображении. Он может и не существовать в реальном мире. Например, когда девушка представляет парня своей мечты, она рисует абстрактного принца на белом коне. Еще один вариант – это идеализация кого-то. Если человек влюбляется, он испытывает эти чувства по отношению к абстрактному образу, а не реальному человеку. Поэтому столько людей со временем говорит: «Он/она так изменился». На деле человек такой, какой и был. Просто абстрактный характер превратился в конкретный.

Таким человеком может быть образ идеальной личности, на которую нужно равняться. Когда люди говорят: «Я хочу быть целеустремленным, богатым», они рисуют абстрактный образ того, какими они себя желают видеть в будущем.

Суть и польза

Итак, умение мыслить помогает человеку строить собственные взгляды на окружающий мир, справляться с жизненными трудностями, достигать целей. Но в большинстве случаев мы используем точную разновидность, оперируя детальными данными.

Когда мы видим парня, сидящего на лавочке и щелкающего семечки, нам кажется, что он бездельник. То есть мы размышляем на основе той конкретики, которая перед нами. Но ведь можно делать это более обобщенно, и тогда мы узнаем намного больше.

Отстраняясь от фактов и предполагая контекст, мы понимаем, что возможно юноша поссорился со своей девушкой, а до этого отрекся от курения и поэтому заменяет сигарету подобным образом. Или сегодня у него свободный день и он решил расслабиться и подышать свежим воздухом. Абстракционное мышление дает нам простор для воображения, посмотреть на происходящее с различных точек зрения и узнать много всего любопытного.

Этот метод особенно полезен в конкретных повседневных событиях, когда личность попадает в интеллектуальный тупик. То есть она затрудняется с нахождением разрешения проблемы или выработкой объективного взгляда. Но абстрагирование позволяет заметить то, что раньше было не таким явным.

Абстрагирование

Абстрагирование в психологии – это такой фокус внимания человека на ту или иную ситуацию, при котором он воспринимает ее из третьей позиции, то есть, не участвуя в ней, находясь над ней.

Абстрагирование задает общее направление, помогает правильнее сформулировать цель, отбросить несущественные факторы в ситуации, сконцентрировав внимание на более важных нюансах. Недостаточное умение абстрагироваться от ситуации может привести к стрессу, чувству морального неудовлетворения, низкой самооценке и проблемам с коммуникацией

Недостаточное умение абстрагироваться от ситуации может привести к стрессу, чувству морального неудовлетворения, низкой самооценке и проблемам с коммуникацией.

Как научиться абстрагироваться?

Применяя не очень сложные психологические приемы, можно научиться абстрагироваться от того, что может мешать вам поставить собственные цели и достигнуть их:

От общества

Длительное пребывание в одном и том же обществе может негативно сказываться на человеке как на личности – постепенно в его жизнь входят социальные нормы этого общества, шаблоны мышления и восприятие тех или иных ситуаций. Это уменьшает гибкость поведения и реагирования в различных ситуациях.

Для того, чтобы абстрагироваться от общества, попробуйте дольше оставаться в одиночестве. При этом постарайтесь не вспоминать ваше окружение

Сконцентрируйте внимание на ваших собственных желаниях

Выберите то занятие, которое вам больше по душе – прогулка по лесу, собирание грибов, рыбалка, медитация, чтение книги – такое, которое не требует присутствия рядом другого человека.

Смените род деятельности – новые впечатления заставят вас отвлечься от привычных шаблонов и переключиться на ваше собственное восприятие.

От человека

Некоторые люди, несмотря на то, что не воспринимаются нами как неприятные, могут значительно влиять на наше мировоззрение.

При этом на наши собственные идеи и желания могут накладываться желания этого человека.

Для того, чтобы абстрагироваться от какого-то определенного человека, можно на время поменять круг общения.

Желательно, чтобы новые знакомые симпатизировали вам, а общение доставляло приятные эмоции.

Проанализируйте, чем данный человек отличается от ваших новых знакомых и определите отличия. Также можно побыть в одиночестве, занимаясь своим любимым делом.

От неприятных людей

Бывает, что приходится находиться в обществе неприятных вам людей, избежать которого не удастся – например, на работе. При этом действия или поведение данных людей могут мешать сконцентрироваться на выполняемой задаче.

Для того, чтобы абстрагироваться от них, не пытайтесь исключить их из своего внимания, не воспринимайте их речь как то, что можно прекратить, а представьте, что это фоновый шум, который может исчезнуть сам собой.

Как, например, вы можете часто не слышать тиканья часов или не вдумываться в то, что происходит на экране постоянно включенного телевизора.

Какие инструменты использует абстрактное мышление: виды и примеры

Формальные методы используют три основных способа мыслительной активности. Однако этим все не исчерпывается. Чтобы получить более глубокие знания о предмете исследования используется масса вспомогательных инструментов.

Анализ

Процесс умозрительного разделения целого объекта, явления или процесса на составные части. В зависимости от применяемого подвида, далее возможно исследование каждого отдельного компонента или выделение наиболее значимых черт. В качестве примера первого – понятие преступления в праве. Включает в себя объективную и субъективную стороны, объект и субъект. Возможно разделение вполне реального объекта при анализе, физическое отделение частей. При исследовании механизмов, человеческих органов, тканей в рамках анатомии, патанатомии и т. д.

Если говорить о втором подвиде, типичнейший пример — это разработка определения понятия, выведение дефиниции. Например, человек. Какие свойства можно выделить? Ходит прямо, имеет две пары конечностей, глаза, органы слуха, разумен, обладает способностью к мышлению и речи и т. д. При анализе второго типа нужно выделять только существенные черты. Что в таком случае существенно? Способность к речи, умственная активность, прямохождение. В таком ключе эта методика и используется.

Синтез

Обратное анализу явление. Процесс объединения составных частей в целое. Особенно активно используется в научной практике, при применении правовых норм специалистами в области юриспруденции, врачами при проведении диагностики и составлении единой клинической картины (далее выдвигаются гипотезы относительно заболевания). Мыслительные операции тесно соприкасаются с повседневной жизнью.

Систематизация (или классификация)

Распределение группы понятий или реальных объектов по классам. Имеет формальное основание — то есть та черта, по которой проводится разграничение. Пример – геометрические фигуры. Критерий — количество углов. Отсутствуют — овалы, эллипсы, круги. Три — треугольник. Четыре — квадрат, параллелограмм, прямоугольник. И так далее. Наиболее продуктивно использование классификации в научной практике, статистике.

Сравнение или компаративистский анализ

Заключается в сравнении двух структур, предметов. В выявлении схожих черт, различий. Имеет смысл только тогда, когда объекты действительно похожи. Нет смысла сравнивать людей и фрукты, это абсурдно и не принесет никаких новых знаний, поскольку суть и так хорошо понятна. А вот сравнение человека и приматов, человека и животного и так далее вполне имеет смысл в контексте эволюционных концепций, биологических, анатомических знаний.

Конкретизация

Или же дедуктивный метод. Основан на переходе от общего знания к частному случаю существования такого же явления. Если брать пример: в странах Европы летом жарко. Украина — страна Европы. Следовательно, в Украине летом жарко. По сути это разновидность умозаключения.

Индукция

Есть и обратное явление. Когда от частного знания проводится движение к общему знанию. Тут справедливо будет привести такой вариант. В Украине летом жарко. Украина — часть Европы. Следовательно, в странах Европы летом жарко. Тут возникает большая проблема. Если дедуктивные умозаключения в большинстве своем истинны, то индуктивные могут быть с большой вероятностью ложными. Поскольку нарушается закон достаточного основания

Обобщения проводятся с большой осторожностью, и требует подтверждения эмпирическими методами

Аналогия

Переведение свойств одного объекта на другой

Такой перенос также требует осторожного подхода, поскольку не всегда имеет место истина. Однако, это смелая методика, она позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи

Применяется не только в научной деятельности, но и в прикладных сферах. По такому принципу были определены некоторые законы аэродинамики, сконструированы летательные средства и т. д. Базой были исследования жизнедеятельности птиц, биологических существ.

Указанные инструменты при правильном применении дают множество информации. Позволяют добиться качественных результатов в исследованиях и практической деятельности. Сферы могут быть самими разными. Формы абстрактного мышления в таком контексте также выступают инструментами, только более общими.

При анализе становится понятна разница между абстрактным и конкретным мышлением. Если первое имеет дело с логическими конструкциями и следует четким законам, второе стихийно и основывается на опыте, работе с конкретными объектами здесь и сейчас (хотя и логическая разновидность может иметь дело с конкретными предметами, если они имеют значение в рамках ситуации).

Виды абстракций

Классификация видов абстракции основана на целях осуществления этой операции:

  1. Изолирующая абстракция. Конкретное явление выделяется из общего фона и изучается. Например, на столе лежит апельсин. Человек выделяет из него два признака: оранжевый цвет и сладко-кислый вкус. Такой абстракт (это конструкт, образующийся в процессе абстракции) позволяет в дальнейшем сравнить его, например, с мандаринами.
  2. Обобщающая абстракция необходима для получения общего образа, например, создания теоретической или эмпирической модели исследования. Пример – математические уравнения, которые решаются в целом, без дробления на составляющие.
  3. Идеализация нужна для составления идеальной картины изучаемого явления для достижения определенных исследовательских или практических целей.

Цель абстракции для совершения определенного класса мыслительных операций может различаться, но она всегда связана с конкретной задачей и ее вписыванием в более широкий контекст познавательной деятельности.

Примеры удачных аннотаций

Журнал «Молодой ученый» получает большое количество статей, и аннотации в
них различаются. Предлагаем посмотреть, как наши авторы пишут характеристики
своих работ и чем они впечатляют редакционную коллегию. Также разберем
встречающиеся ошибки.

Плюсы

Минусы

1. Понятно, о чем статья.

2
Очевидны основные характеристики объекта исследования,
которым уделил внимание автор. 3. Обозначен конкретный результат исследования

Обозначен конкретный результат исследования

3. Обозначен конкретный результат исследования.

1
Непонятно, какую цель ставил перед собой автор и достиг ли он
ее.

2

Отсутствует указание на материалы и методы исследования,
что особенно важно в технических науках.

Плюсы Минусы
1. Подробно описаны материалы исследования. 1. Цель исследования просматривается, но неочевидна.

2. Отсутствуют выводы.

3. Непонятен вклад автора в разработку вопроса.

Плюсы Минусы
1. Понятно, с какого ракурса рассмотрена проблема автором.

2. Упомянуты результаты исследования, хотя их и следовало бы
конкретизировать.

1. Цель сформулирована недостаточно четко.

2. Отсутствует упоминание материалов и методов.

Плюсы Минусы
1. Четко обозначен контекст исследования.

2. Упомянуты материалы исследования.

3. Виден вклад автора.

1. Отсутствует цель и оценка ее достижения.

2. Непонятно, к каким выводам пришел автор, хотя их наличие
и упоминается.

Плюсы Минусы
1. Сформулирована гипотеза.

2. Дана ссылка на эксперимент.

3. Хотя цель четко не обозначена, присутствует указание на
ее достижение (подтверждение гипотезы через эксперимент)

4. Сжато, но приведены результаты исследования.

1. Непонятна степен участия автора в исследовании (организатор
эксперимента или наблюдатель).

2. Не хватает описания материала исследования.

Плюсы Минусы
1. Сформулирована цель.

2. Обозначен объект исследования.

3. Описаны результаты исследования.

1. Цель сформулирована некорректно.

2. Методы усматриваются, но неочевидны.

3. Недостаточно конкретный вывод.

Когда абстрактное мышление не поможет

Чрезмерно развитое абстрактное мышление может привести к негативным последствиям. Творческие люди часто говорят о своих проблемах с ментальным здоровьем, а люди с сильно развитым конкретным мышлением считают подобные высказывания напускными.

Социальная экономика

Антон Кушнер: как войти в 2021 год с крепким ментальным здоровьем

Человек с развитым воображением может представлять худшие сценарии развития событий или катастроф, усугубив свое психическое состояние. Или обобщать предметы, между которыми нет связей. Например, считать себя неудачником после одного незначительного промаха. Абстрактное мышление может усилить беспокойство , симптомы депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства.

Чтобы избежать подобных последствий оставайтесь в балансе между абстрактным и конкретным мышлением. Такой подход поможет смотреть на мир творчески, но при этом оставаться в рамках реальности и не подрывать психологическое состояние.

Формы абстрактного мышления

Дивергентное мышление — что это такое

Основными формами абстрактного мышления являются:

  • Понятия. Они отражают общие и отличительные признаки предмета или явления. Они могут описывать его внешне или отражать внутренние свойства, быть очевидными или сразу не заметными. Понятия описывают существенные признаки предмета, изменение которых ведет к прекращению его существования. Они могут состоять из одного или нескольких слов. Например, это стол, человек, группа студентов, вязаный шарф;
  • Суждения. Благодаря им, формируется связь между понятиями. Они отрицают или подтверждают наличие признаков у предметов, взаимосвязь между ними. Суждения несут в себе истину или заключают ложь. Во фразе «Мария Петровна – школьный учитель» предмету определен признак. Суждение «Марина – дочь нашего соседа» устанавливает связь. Отрицание создается при использовании частицы «не». Так утверждение можно превратить в отрицательное суждение и наоборот;
  • Умозаключения. Они позволяют преобразовать одно суждение в другое путем рассуждений. Изначально существовавшие факты называют посылками. Суждения, появившиеся в результате работы мысли, – это заключения. Рассуждения должны подчиняться логике. Возможно, следовать придется не нерушимому правилу или закону, а предположению. Переход от посылок к заключениям – вывод. Например, есть два суждения, «Урожай в саду собирают осенью» и «Яблоки созреют, когда закончится лето». Проанализировав факты, можно прийти к заключению, что «Яблоки нужно собирать осенью».

Категории используются не только в психологии, но и применяются в философии, точных науках

Абстрактному мышлению уделяют внимание в менеджменте, оно способно улучшать климат в коллективе

Как развить абстрактное мышление

Позитивное мышление — что это такое

Развитию абстрактного мышления можно помочь. Возраст не является помехой, начать никогда не поздно. Упражнения для детей и взрослых несколько различаются.

Чтобы развить абстрактное мышление у ребенка, нужно:

  • Обращаться к игровой форме обучения. Например, взять картину, изображение, придумать для него несколько названий. Или использовать персонаж, давая ему разные имена;
  • Создавать игрушки из подручных материалов. Использовать старые коробки, чтобы сделать новую машину или дом для куклы. Самостоятельно сшить костюмы или сделать детскую мебель. Можно устроить кукольный театр, сделав весь необходимый реквизит самим;
  • Подбирать ассоциации к любым словам или явлениям;
  • Играть в шахматы;
  • Сделать на бумаге несколько произвольных мазков краской и создать рисунок, преобразовав их в существующие предметы;
  • Собирать пазлы, использовать головоломки, разгадывать ребусы.


Ребенок собирает пазл

У взрослых процесс более трудоемкий, потребуется больше времени на обучение абстрактно мыслить. Ребенок способен быстрее усваивать информацию, особенно, если интересно.

Развитию абстрактного мышления у взрослых помогут упражнения:

Придумывать ассоциации, создавать символы, прибегать к образному мышлению. Лучше обращаться к абстрактным понятиям, например, космос, бесконечность, смысл;
Разгадывать судоку;
Решать логические задачи, не забывать о ребусах;
Каждый вечер воспроизводить в памяти события текущего дня

Важно концентрироваться на деталях, вспоминать цвета, запахи, испытанные эмоции;
Мысленно убирать из слов согласные буквы;
Читать книгу наоборот или сверху вниз. Нужно установить логическую связь между известными фактами, восстановив последовательность.

Три этапа формирования

Формирование абстрактного мышления можно рассматривать как в рамках антропогенеза, т. е. развития человечества, так и онтогенеза, т. е. становления развития ребенка. И в том и другом случае этот тип мышления проходит три этапа:

  1. Прямой. На данном этапе ребенок воспринимает только то, что видит и слышит, т. е. использует исключительно чувственное познание. Игрушки еще не различаются по их функциональным назначениям. Это просто вещи, которые можно взять, подержать в руках, положить обратно или бросить. Никаких размышлений при этом не происходит.
  2. Образный. Здесь начинает формироваться образное мышление. Ребенок учится подключать воображение, он может обобщить некоторые вещи, классифицировать их, но при этом весь процесс пока ограничен только личным опытом.
  3. Абстрактный. Его еще называют понятийным, поскольку оперирование здесь идет уже не только образами, но и абстрактными знаками – понятиями. На данном этапе ребенок уже достигает более высокого уровня обобщения и систематизации, получая возможность выйти за рамки конкретности.

Если рассматривать данный тип мыслительной деятельности с точки зрения локализации формирования, абстрактное мышление формирует правое полушарие. Оно же отвечает за интуицию, чувства и воображение.

Литература[ | ]

  • Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции. М., 1960;
  • Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961;
  • Розов М. А. Научная абстракция и её виды. Новосибирск, 1965;
  • Петров Ю. А. Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости. М., 1967;
  • Яновская С. А. Методологические проблемы науки. М., 1972;
  • Лазарев Φ. В. О природе научных абстракций. М., 1971;
  • Лазарев Φ. В. Абстракция и реальность. — «Вестник МГУ», 1974; № 5;
  • Виленкин Н. Я., Шрейдер Ю. А. Понятие математики и объектов науки.— «ВД», 1974, № 2;
  • Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерк истории и теории. М., 1984;
  • Новосёлов М. М. Об абстракциях неразличимости, индивидуации и постоянства, — В кн.: Творческая природа научного познания, М., 1984;
  • Новосёлов М. М. Абстракция и научный метод.—В кн.: Актуальные вопросы логики научного познания. М., 1987;
  • Sclmeider H. l. Historische und systematische Untersuchungen zur Abstraction. Erlangen, 1970;
  • Jules Vuillemin. La logique et le monde sensiable. Etude sur les théories contemporaines de l’abstraction. P., 1971;
  • Logic and abstraction. Göteborg, 1986;
  • Pollard St. What is abstraction? — «Nous», 1987, vol. 21, № 2;
  • Roeper P. Principles of abstraction for events and processes. — «J. of philos. Logic», 1987, vol. 16, № 3.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector