Понятие мышления, виды, операции и формы мышления

Введение

Ощущение, восприятие, представление и мышление представляют собой познавательные процессы. Следовательно, каждый из них служит отражению действительности, и в этом плане между ними существенной разницы нет. Различие состоит лишь в том, какую сторону действительности отражает каждый из них. Обычно отмечается, что ощущение и восприятие дают непосредственное отражение предметов, явлений и их качеств; представление служит этой цели, но только применительно не к актуальным, а действующим в прошлом объектам. Следовательно, подразумевается, что все эти три функции по своему содержанию, в сущности, служат по сути одному и тому же делу, создавая возможность непосредственного отражения предметов, явлений и их качеств.

Однако действительность отнюдь не исчерпывается только предметами и явлениями. Она содержит также многообразные связи, отношения и соотношения, существующие между этими предметами и явлениями. Поэтому несомненно, что без отражения этих последних говорить о правильном и полном познании действительности невозможно. Именно эту задачу, то есть отражение соотношений, и возлагают обычно на мышление. Соответственно, определение данного понятия выглядит следующим образом: мышление является отражением объективного мира в его связях и отношениях, а восприятие представляет собой отражение предметов и процессов.

Однако подобное разобщение восприятия и мышления неоправданно. Неправомерно думать, что живому существу для отражения предметов дана одна функция, а для отражения существующих между ними отношений — другая. Хотя мышление справедливо считается специфической особенностью человека, однако это, конечно, отнюдь не означает, что мы постоянно размышляем. Зачастую наше поведение протекает вне участия мышления. В нашей повседневной жизни такое случается сплошь и рядом. Там, где нужно решать привычные задачи, мышление излишне; нам для этого вполне хватает наших навыков. Однако это вовсе не означает, что в таких случаях наше поведение протекает без учета существующих во внешней среде связей и отношений.

Содержание

  1. Более подробно о понятиях
  2. Главные формы Понятие
  3. Суждение
  4. Умозаключение

Какие бывают формы мышления на основе логики: примеры
Основные виды

  1. Наглядно-действенный тип

Наглядно-образный тип
Словесно-логический тип
Форма правильной умственной активности
Кратко о развитии форм мышления: психология мысли
Новые разновидности умственной активности
Свойства мыслительного процесса
Как развить детское мышление: методы
Заключение

Личность, которая еще даже не получила школьное образование, уже является мыслящим существом, так как мозг применяет все свои способности: запоминает необходимую информацию, размышляет о важных делах, решает логические задачи. Именно в этой статье я расскажу вам об основных формах мышления – что это вообще такое и как это относится к психологии.

Логика и анализ

Следует сказать, что благодаря базовой функции логики мы можем собирать наблюдения в определенную картину мира. Среди базовых функций логики можно выделить следующие:

  • дедукция;
  • индукция;
  • абдукция;
  • ассоциация.

Очень важным навыком человека является аналитическое мышление. Любое мышление может быть как критичным, так и нет. При некритичности мышления человек не анализирует достоверность информационных источников. Этот навык следует развивать, чтобы не оказаться под влиянием недостоверной информации, которой в настоящее время хватает с избытком. Навык критичности мышления позволяет:

  • быстро обучаться;
  • делать выборку верной информации;
  • давать логичное объяснение своей позиции;
  • понимать окружающих;
  • контролировать свои эмоции;
  • производить общее осмысление ситуации.

Чтобы быть критичным, нужно обладать следующими навыками:

  • скептицизм;
  • объективность;
  • предвзятость;
  • развитая логика.

Необходимо сказать, что у любого критического мышления есть примерно десять правил, которых следует придерживаться: обдумывать информацию, беречь умственные силы, уметь выжидать, понимать свои ограничения, помнить о невосполнимых затратах, оценивать стратегию, помнить о правиле среднего, искать опровержение информации и знать свои ценности. Навык критического мышления позволяет ярко выражать свои мысли и не становиться жертвой клипового мышления.

Компоненты сознания

Мыслительный процесс состоит из внешних и внутренних источников:

  1. Внешние источники — это всевозможные задачи и объективные данные.
  2. Внутренние источники — желания, мечты и установки.

Задачи и объективные данные дают мозгу пищу для размышления и запускают извне мыслительные процессы.

Желания и мечты приводят к искажению картины мира. Человек, который много мечтает, не может адекватно воспринимать действительность, он как-будто выпадает из реальности и живет в своем собственном мире. Такие люди плохо приспособлены к самостоятельной жизни и мало чего добиваются. Но это не значит, что нельзя мечтать. Мечты — это движущая сила наших действий. Необходимо просто знать меру.

Негативные установки доводят мышление к шаблонности, когда понятия и решения используются по привычке. Часто наши убеждения не соответствуют реальности, и вместо того, чтобы облегчать жизнь, они ее усложняют. Так как мы видим только то, что согласуется с установками, из нашей жизни упускаются многие моменты, которые могли бы нам открыть новые возможности и расширить горизонты.

Розовые мечты и старые установки приводят к тому, что человек плохо ориентируется в окружающей действительности. Он не может жить осознанно, его одолевают психологические проблемы, дела не складываются, обстоятельства перестают подчиняться и подчиняют человека. Часто такие люди живут либо прошлым, либо будущим, но никак не настоящим. Чтобы управлять своей жизнью, нужно управлять действиями, а для этого необходимо научиться управлять своими мыслями.

Правильное мышление — это образ мыслей, при котором соблюдаются правила последовательности, логики и действия.

Верно построенная мысль даст безошибочный результат. Чтобы достигать целей, разум должен работать на вас, поэтому внимательно следите за тем, что и как вы думаете.

Формы реализации мыслительных процессов

Для лучшего понимания мы все формы сгруппировали в приведенную ниже таблицу

Критерии

Характеристика

Понятие как форма мышления способствует познанию сути существующего объекта (предмета, явления), выявлению предметных взаимосвязей, определению отношений, обобщению признаков.

Свойства каждого объекта или явления разнообразны, могут быть существенными и несущественными.

Понятие как форма мышления существует в словесном виде. Слова обозначают понятия единичного («планета», «край»), общего («термин», «элемент»), конкретного или абстрактного («зло» и «добро») характера.

Большой объем признаков – это свойство родовых понятий («животное», «мебель»), меньшим числом признаков обладают видовые понятия («примат», «диван»).

Суждение как форма мышления содержит подтверждение/не подтверждение какого-либо факта, положения предмета, связь с явлениями, свойствами, событиями. Оно может быть оспоримым, общим и единичным.

Для проявления суждений необходимо применять полноценные фразы. Суждение как форма мышления тождественно предложению. К суждениям не относят все фразы из междометий и некоторые из нескольких слов («Ах!», «Ну что еще?»)

Умозаключение как форма мышления возникает при объединении нескольких суждений. Умозаключения делятся на индуктивные и дедуктивные.

Метод индукции предполагает обобщение, объединение отдельных элементов. С его помощью выделены закономерности и правила при исследовании разнообразных явлений.

Метод дедукции предполагает ход мыслей от общей картины к отдельным деталям, фактам. Это получение знаний на базе существующих закономерностей.

Вышеперечисленные формы мышления человек реализует во всех их видах с учетом решаемых задач.

Кратко о развитии форм мышления: психология мысли

Еще в обучаясь в школе, личность уже овладевает умственной деятельностью и начинает оперировать понятиями. Существует несколько шагов к формированию понятийного процесса:

  • знакомство с определенными вещами и явлениями;
  • определение признаков предметов;
  • отбор наиболее существенных свойств;
  • обозначение их конкретным словом.

Например, малыши в 2-3 годика показывают пальцем на какую-либо вещь (игрушечная машинка), затем когда они повзрослеют и им исполнится 4-5 лет, они начнут выделять общий признак, который имеет наибольшее значение (игрушка предназначена для того, чтобы в нее играть). В 5-6 лет дети описывают вещи, перечисляя их свойства без всякой последовательности ( машинка – это колеса, руль, багажник, фары). Став старше еще на один год, ребенок начинает отбирать самые основные характеристики (игрушечный автомобиль – это детская игрушка, собака – это животное, тарелка – посуда).

Задайте вопрос

Иногда понимание совершенно не усваивается, тогда происходит алогичность (фантастичность) – это необычное и оригинальное рассуждение, не поддающееся законам логики. Причинами этого служат:

  • Недостаток знаний и отсутствие опыта.
  • Замена незнакомых условий задач на знакомые.
  • Непоследовательное выражение мыслей.

Способы правильного построения умозаключений:

  • поиск целесообразности в реальности;
  • определение назначения и сущности окружающих вещей;
  • нахождение связей между внешними характеристиками и функциями объектов.

Более подробно о понятиях

Невозможно детально разобраться в этом вопросе, не выяснив определения всех терминов.  Мышление – это процесс обработки информационных данных и доведение их до конкретного завершения. Такая способность сподвигла возникновению речи, которой мы пользуемся, чтобы коммуницировать между собой. Люди приходят к размышлению для того, чтобы разрешать все неприятности и проблемы, исследовать мир вокруг себя, разузнать взаимосвязи и закономерности. Размышляя, человек создает инновации, делает научные открытия и находит себя в искусстве. Не имея мыслительной составляющей, мы были бы схожи с обычными животными, которые действую в рамках своих инстинктов.

Формы мышления – итог мыслительных и умственных процессов, которые проявляются в конкретной ситуации, позволяющей понимать суть явлений и предметов, определять взаимоотношения объектов и замечать обобщающие признаки. Существует всего три разновидности, о которых я подробно расскажу далее.

Основные виды мышления

Обычно человек имеет смешанное мышление. Однако один из видов зачастую доминирует. Чтобы выбрать, к какому способу мышления относится индивид, нужно иметь краткие представления о видах данного процесса в целом. Характеристика схем мыслительных процессов человека имеет следующее построение.

Рациональное мышление

Формой рационального мышления является та, которая основана на фактах. Люди, у которых преобладает данный вид мыслительных процессов, выражаются: «поверю, когда увижу». Суть данного мышления в том, что оно полагается на доказанный материал, в этом случае реальностью является то, что можно услышать, увидеть и осязать.

Рациональный человек благоразумен, он предпочитает осмысливать полученные знания. У него четкая логика мышления, при которой, обнаружив ошибки в восприятии некого элемента, он способен на них указать и изменить мнение об этом без лишних колебаний.

Рациональные люди полагаются на доказанные факты

Логическое мышление

Логическую форму принято относить к философии, наряду с диалектикой и гносеологией. Как способ мышления, логическая форма представляет собой такой мыслительный процесс, при котором индивид опирается на доказательность мысли. Цель логического мышления – обосновать, доказать правильность некого суждения без сомнений и предположений.

Обратите внимание! Логика не изучает конкретную действительность. Она основывается на мыслях индивида об окружающем мире

Логика требует обобщения и умения оперировать установками, формулами, схемами и фактами.

Логика стала неотъемлемой частью информационных технологий, где человек занимается изучением информатики. С помощью логической цепочки переменных, тщательного тестирования программ, проверок баз данных он задает команды на такие операции программирования, которые могут гарантировать правильную эффективную работу, ее безошибочность.

Абстрактное мышление и другие

К абстрактному способу мышления относятся люди, которым присуще познание мира посредством воображения. Абстракционист мыслит намного шире, например, рационалиста. Он на время отвлекается от действительности и направляет силы на то, чтобы чувственно познать предметы или явления, опираясь на свое отношение к ним.

Существует также прагматическая форма, в ходе которой индивид предпочитает пользоваться личным опытом, а также искать легкие пути получения знаний и сведений, причем в быстром темпе. Общение с такими людьми оставляет ощущение, будто прагматики поверхностны и лишены логики. Однако вся хитрость в том, что именно так они видят окружающий их мир.

Идеалистическое мышление проявляется среди тех, у кого повышен интерес ко всему вокруг. Они полагаются на интуитивную или глобальную оценку предметов. Идеалисты стараются сгладить острые углы в полученных понятиях о предметах и явлениях, пренебрегают противоречиями, отдают предпочтение схожести. Они полагаются на чувства, эмоциональность.

Идеалистов можно назвать романтиками

Синтетическое мышление заключается в том, чтобы создавать оригинальные умозаключения, сочетая в них несхожие понятия, идеи. Люди, предрасположенные к данному мышлению, нацелены на то, чтобы создать новую концепцию, которая бы снимала противоречия, приводя мысли к компромиссу, единому целому между отличающимися позициями предметов и явлений.

Творческое мышление – важное направление в научной деятельности. Творческие люди – необязательно художники и музыканты

В сфере науки индивид с преобладанием данного вида мыслительных процессов быстрее других делает открытия, поскольку смелее и с большим энтузиазмом подходит к поиску новых теорий.

Обладая практическим мышлением, индивид сочетает в себе повышенную внимательность, наблюдательность, а также умение концентрироваться на отдельных деталях, абстрагируясь от общей картины предмета или явления.

Методы исследования

Чтобы получать интересующую информацию, психологи применяют несколько практических методик:

  1. Наблюдение — с помощью этой методики можно получить данные о поведенческих реакциях человека. Применяя практику самонаблюдения, можно получить информацию о том, как происходит построение суждений.
  2. Беседы — применяются для получения данных об отношении субъекта к решению различных задач.
  3. Тестирование — методика, применяющаяся для определения уровня интеллекта.
  4. Эксперимент — вокруг испытуемого создаются определенные условия, чтобы воспроизвести мыслительную деятельность под воздействием окружающих факторов, разных раздражителей.

Развитие

Считается, что развить мышление у взрослого человека невозможно, поэтому остается только накапливать различные знания, чтобы быть умнее, но это ошибочное мнение. Развить мыслительные процессы можно в любом возрасте. Для этого применяются различные упражнения.

Методики развития логики:

  1. Поставить перед собой два разных предмета, сравнить их. Все отличия записать на лист бумаги. При сравнении учитывать различные факторы. Чем больше отличий будет описано, тем лучше.
  2. Придумать два события, не связанных между собой. Попытаться установить между ними связи, описав при этом как можно больше логических цепочек.

Дополнительно к этому нужно читать больше книг, осмысливать прочитанное. Выводы записывать в отдельную тетрадь. Необходимо стараться находить противоречия автора, чтобы попытаться их оспорить. Рекомендуется больше играть в шахматы, морской бой, шашки.

Упражнения для развития образного мышления:

  1. Воссоздание образов. Мысленно представить близкого. Описать его особенности. После этого представить, что этот человек радуется или плачет. Вспомнить любое запомнившееся растение, дерево. Описать его в мелочах. Представить, как будет меняться дерево или растение в разное время года. Дополнить практику воспоминаниями о звуках.
  2. Развитие творческого воображения. Представить математический символ. Он не должен являться предметом из реального времени. Мысленно придать ему жизнь. Для этого нужно придумать привычки, характер, цели, поведение. Написать небольшой рассказ о том, как живой математический символ проводит свой день. То же самое можно делать с различными изображениями, символиками, звуками. Это позволяет развить фантазию, открыть к ней доступ.

Упражнения помогают развивать психику. Практиковать их можно как в детском возрасте, так и взрослым людям.

Для изучения взаимосвязи человека с другими объектами, исследования внутренней стороны, запускаются мыслительные процессы. Мышление помогает людям оценивать окружающий мир опосредованно, что является основой для творческих начинаний.

Процессы мышления

Работа над разнообразными задачами и ситуациями (в теории, на практике) невозможна без использования следующих процессов в различных комбинациях.

Мысленный процесс: объект (явление, ситуация) мысленно делится на составные части. Сопровождается отделением несущественных связей.

Восстановление целого из разрозненных элементов — процесс, обратный анализу. Преобладание анализа или синтеза в складе мышления зависит от склонности индивида к разным мыслительным формам.

Сравнить объекты (понятия, вещи) — значит сопоставить их, увидеть в них общее и различное, классифицировать (объединить по одному признаку).

Процесс, при котором рассматривают объект под определенным ракурсом: выделяют один признак (свойство, сторону) объекта и «абстрагируются» (не замечают), отвлекаются от других признаков.

Оперирование конкретными явлениями, обратное абстрагированию

Выявление максимального числа близких признаков, особенностей и связей между объектами (вещами, понятиями), отбрасывание особенностей, являющихся единичными, случайными.

Определение понятия

Умение мыслить помогает индивиду находить выход из сложившейся ситуации, формировать свой взгляд на мир. Но эта способность бывает нескольких разновидностей:

  • Точное – имеются знания, информация и четкое понимание того, что происходит.
  • Обобщенное – данных нет, и личность может только предполагать и догадываться.

Именно ко второму типу и относится абстракция. Если говорить научным языком, то это вид познавательной деятельности, когда происходят общие рассуждения без учета конкретных деталей. Это дает возможность рассмотреть случившееся с разных сторон и отыскать разнообразные методы ее разрешения.

Конечно, такое происходит не всегда. Представим себе, что мужчина лежит на кровати и листает ленту в социальной сети. Первое, что приходит на ум – «Он лентяй». Такой вывод мы, скорее всего, сделаем исходя из того, что видим. Но ведь на самом деле произойти могло и нечто другое. Он прилег на 10 минут отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Он приболел и поэтому не в силах заняться делами. Появляется много вариантов, и если мы отойдем от конкретики и рассмотрим все под различными углами, то сможем понять и узнать много нового.

Абстрактные мысли имеют приблизительное значение. Здесь нет места конкретной информации, а во время процесса применяются такие фразы, как «в общем», «возможно».

Наглядно-образный тип

Эта форма мышления проявляет себя тем, что ребёнок способен представить конечный результат своих действий. При наглядно-действенном способе малыш не догадывается о результате своих действий, но запоминает взаимосвязи в результате повторения. При наглядно-образном дошкольник догадывается о том, что станет результатом.

Как и когда развивается, какие бывают нарушения развития

Наглядно-образное мышление формируется на базе наглядно-действенного. Формирование начинается в возрасте около 3 лет. Это основной вид умственной активности дошкольников. Достигает пика в 5-6 лет.

Признаки того, что у малыша появились зачатки образного мышления:

  1. он способен узнавать предметы, не трогая их,
  2. способен выделять несколько похожих объектов,
  3. разбивать простые задачи на несколько связанных между собой составляющих.

Инструменты для развития образного способа думать – сборные игрушки (пирамидки, кубики, пазлы — ), в дальнейшем – наблюдение за природой, пересказы услышанного, рисование по памяти. Критерий того, что образное мышление активно развивается – малыш может описать свои действия перед тем, как начать их.

Расстройства наглядно-образного мышления в детстве – это отсутствие характерных для данного этапа навыков, потеря интереса к сложным игрушкам. У взрослых подобные нарушения выглядят следующим образом:

  • Бесцельные манипуляции с предметами. Пример – больной может долго и бесцельно чиркать зажигалкой;
  • Нелепые действия с предметами, которые создают ощущение детской игры;
  • Подражательные действия;
  • Мимо-действия – похожие на правильные, но нарочито неэффективные (зажигание спички другим концом);
  • Разрушительные действия – агрессивные или аутоагрессивные.

Подобное поведение характерно для пациентов с психозами, кататоническими расстройствами, шизофренией.

Как помогают образы в мыслительной деятельности

Образ – это целостное представление о результате своей деятельности. Он становится основой для формирования более сложного абстрактного мышления, поддерживает способность к целостному восприятию. У взрослых основная функция образов – постановка целей для своих действий, эмоциональная вовлечённость в деятельность, формирование творческого подхода.

Важно

Образное мышление может работать только с теми явлениями, с которыми уже сталкивалось, поэтому на данной стадии развития крайне важно наблюдение. В восприятие образа всегда включены эмоции – это важно и для детей, и для взрослых, занятых творческой работой

В то же время для подобного типа мозговой работы не характерно особенное внимание к деталям – оно подмечает важные и существенные качества объекта, а остальные могут быть искажены или отброшены

Формы реализации мыслительных процессов

Развитие мышления у взрослого человека и ребенка — рекомендации

Основными формами мышления называют следующие три.

Понятийная форма

Понятие – такая форма познания, которая шире представляет действительность, без ограничений. Оно отражает общие свойства объектов, явлений и ситуаций, которые, в свою очередь, имеют определенные характеристики:

  • Существенные, т. е. имеющие неизменные свойства, не способные видоизменяться;
  • Несущественные, т. е. меняющиеся под влиянием дополнительных признаков.

В случае с понятийной формой стоит отметить, что само «понятие» имеет определение как отдельное слово, не включенное в мыслительные процессы. Оно является содержательной частью отдельных объектов, описывающей свойство предмета, которое может быть абстрактным, не конкретным. В пример приводится высказывание о том, что невозможно наглядно вообразить скорость света, но мыслить о такой динамике можно.

Форма суждений

Выражение мыслей в форме суждений характеризуется в виде процесса или уже результата формирования мнения после получения обобщенной информации. Оно отражается в такой реакции индивида, как предположение, утверждение, заявление, критика и т. п. Суждение можно определить и как навык понимания, осознания связей. Определенное содержание суждения образуется по большей части на личном опыте или отношении человека к предмету или явлению. Форма суждений имеет два типа:

  • Формальная форма суждений описывается как факт наличия взаимосвязи без сомнений в их истинности или ложности (трава зеленая, небо голубое).
  • Эмпирическое суждение характеризуется как наблюдение за объектами или явлениями с возможностью проверить их истинность (в чужом огороде трава зеленее).


В процессе суждения человек анализирует полученные знания

Данная форма мышления также классифицируется по следующим видам:

  • Общее суждение (обобщенные положения о предметах и явлениях);
  • Частное суждение (понятие о группе объектов и явлений);
  • Единичное суждение (как личное мнение).

Форма умозаключений

Умозаключение описывают как высший уровень умственной работы. В процессе данной формы мышления индивид анализирует полученные суждения, выводя другие, новые. Делается это посредством следующего мыслительного инструментария:

  • Индукция – имея множество частных суждений, индивид составляет одно общее, иногда ставя некоторые условия на основе изучения предметов и явлений окружающего мира. Иными словами, пользуясь накопленными знаниями, можно составить общую картину о некотором объекте или событии;
  • Дедукция – обратный индукции процесс. Имея общее представление о чем-то, можно вывести ряд детальных суждений, зная законы, правила и условия. Говоря проще, признак, характеризующий группу предметов, характеризует и каждый элемент в отдельности;
  • Аналогия (традукция) – в данном случае происходит процесс сравнения, перенесение некоторого свойства с одного предмета на другой, при условии, что имеются сходства существенных признаков;
  • Предположение – бывает, что индивид обладает неполной информацией, поэтому он предполагает возможные факты, впоследствии подтверждающиеся или опровергающиеся.

Формами мышления в психологии называют структуру мыслей. Получая некоторый объем знаний, человек анализирует их. Обзаведясь своим мнением об изучаемом объекте или явлении, он переходит к процессу умозаключения. В зависимости от количества имеющихся данных, индивид строит новые суждения, пользуясь мыслительным инструментарием, чтобы окончательно оформить представление о полученных знаниях.

https://youtube.com/watch?v=VrnVCT40XDs

Что такое абстрактное мышление

Абстрактное мышление — это мышление об объектах, принципах и идеях, которых нет в физическом мире. С помощью абстрактного мышления мы связываем разные явления между собой и выстраиваем их в общую картину, чтобы использовать полученные выводы на практике.

При абстрактном мышлении объекты заменяют символами, метафорами и аналогиями. Например, чтобы понять неопределенные понятия свободы, счастья или любви — вещей, которых не существуют физических. По-другому такое мышление называют обобщенным: когда перед нами нет четкого набора знаний или данных, мы предполагаем, догадываемся и делаем общие выводы.

Абстрактное мышление помогает отойти от границ и четких определений и мыслить шире существующих понятий.

При конкретном мышлении мы оперируем существующими предметами: деревом, столом или человеком. При абстрактном — используем общие термины, например «неопределенная переменная X». Абстрактное мышление помогает обобщать и комбинировать информацию, которую мы собираем на уровне чувств, и устанавливать ее связь с окружающим миром.

Пример из жизни. Представим, что создаем проект с нуля. Конкретное мышление поможет составить план действий, смету и расписать конкретные инструменты, которые пригодятся в работе. Абстрактное мышление будет отвечать за творческую сторону вопроса. Поможет объяснить инвестору зачем такой проект нужен людям и как он пригодится в будущем. В большинстве случаев человеку следует пользоваться сразу двумя типами мышления и менять их в зависимости от поставленной цели.

Абстрактно-логический вид размышлений

В этом случае применяются абстракции – это отдельные единички точных закономерностей. Они выделяются из отвлеченных свойств предмета, то есть тех, которые нельзя увидеть своими глазами, потрогать или почувствовать.

Довольно понятный пример – математика, где ученые пытаются объяснить явления, не имеющие места в природе в материальной форме. Такого понятия, как цифра 3 нет. Мы с вами понимаем, что это три абсолютно одинаковые единицы, а название было разработано для упрощения.

По мере развития люди начали использовать термины, которых по сути не существует. Например, язык, как набор звуков, букв и слов. Но ведь их нельзя потрогать, а сам алфавит был выдуман только для того, чтобы мы могли формулировать собственные мысли, передавать и получать информацию. Это позволило индивидам общаться между собой.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Абстрактно-логический мыслительный процесс необходим при присутствии некой определенности или, как уже говорилось выше, тупика. Когда выявляется то, что есть в реальности, появляется потребность дать этому объяснение.

Наглядно-образное мышление

Основными инструментами наглядно-образного мышления являются образы, как результат чувственного восприятия и осмысления действительности. То есть образ – это не фотографический отпечаток объекта, а результат работы нашего мозга. Поэтому он в той или иной степени может отличаться от оригинала.

Роль образов в мыслительной деятельности

Наше мышление оперирует тремя видами образов.

  1. Образы-восприятия, связаны с непосредственной деятельностью наших органов чувств: визуальные картинки, звуки, запахи и т. д. Это тоже не фотографические копии реальности, ведь мы можем что-то не расслышать, не увидеть каких-то деталей – мозг домыслит, дополнит недостающее.
  2. Образы-представления – это образная информация, которая хранится в нашей памяти. И при сохранении образы становятся еще менее точными, так как не слишком значимые и важные детали утрачиваются или забываются.
  3. Образы-воображения являются результатом деятельности одного из самых таинственных познавательных процессов. С помощью воображения мы можем воссоздать по описанию или придумать образ никогда не виденного существа или объекта. Однако и эти образы связаны с реальностью, так как являются результатом переработки и комбинирования хранящейся в памяти информации.

Все три вида образов активно участвуют в познавательной деятельности, даже если речь идет об абстрактно-логическом мышлении. Без этого вида информации невозможно ни решение задач, ни творчество.

Специфика образного мышления

Образное мышление – более высокая ступень мыслительной деятельности, но оно тоже не слишком нуждается в словах. Ведь даже такие абстрактные понятия, как «любовь», «ненависть», «верность», «обида» мы можем осмыслить через образы и чувства.

У ребенка образное мышление начинает формироваться где-то в 3 года, а пиком его развития считают 5-7 лет. Недаром это время называют возрастом фантазеров и художников. На данном периоде развития дети уже хорошо владеют речевой деятельностью, но слова совсем не мешают образам, они дополняют и уточняют их.

Считается, что язык образов сложнее языка слов, потому что образов намного больше, они разнообразны, окрашены многочисленными оттенками чувств. Поэтому слов для обозначения всех образов, участвующих в нашем мышлении, не хватает.

Образное мышление является основой высшего познавательного процесса – творчества. Оно присуще не только художникам, поэтам, музыкантам, но и всем тем, кто имеет высокий уровень креативности и любит изобретать новое. Но у основной массы людей наглядно-образное мышление отходит на второй план, уступая первенство абстрактно-логическому мышлению.

Итог

Мышление является важной функцией в человеке. Животные обладают простыми формами мышления, в то время как человек умеет выводить понятия, рассуждать и делать умозаключения

Это в итоге позволяет ему организовывать свою жизнь, строить государства и устанавливать правила.

Человеческая жизнь немыслима без мышления. Только благодаря ему он делает новые открытия, предполагает, что потом пытается доказать или опровергнуть, создает новые технологии и механизмы.

Только посредством сложного мышления у человека есть речь, которая имеет четкую структуру и правила. Также благодаря мыслительным процессам он может обучаться. Здесь часто используются именно мыслительные формы, а не простое заучивание. Чем больше ассоциаций и собственно сделанных выводов человек использует, тем лучше он познает материал.

Еще многое в окружающем мире остается непознанным. Но благодаря своей мыслительной деятельности человек сможет сформулировать конкретные понятия и теории на счет неизведанного. На основе старых знаний будут выведены новые, что позволит намного лучше понимать окружающий мир и даже управлять им.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector