Как критическое мышление помогает противостоять манипуляциям
Содержание:
- «Логическое и критическое мышление» от Оклендского университета
- «Критическое мышление в информационную эпоху» от Мичиганского университета
- Б — беспристрастный подход
- Бережливое производство
- Игры для развития критического мышления у ребёнка
- Учитесь решать интеллектуальные задачи, стоящие перед вами
- Как стратегическое мышление помогает в работе
- «Подумайте ещё раз. Часть 3. Как рассуждать индуктивно» от Университета Дьюка
- Где может пригодиться критическое мышление?
- Как развивать у себя критическое мышление, и как устроен курс Практикума
- Методы развития критического мышления
- Зачем «мыслить критически»
- Советы для студентов и школьников
- Как понять, на каком уровне развития гибкие навыки
- Несколько хайлайтов разговора
- Важность критического мышления в жизни
- «Отвращение к потере» (Loss aversion)
- Наставничество и менторинг
- Книги по критическому мышлению
- Работа в режиме неопределенности
«Логическое и критическое мышление» от Оклендского университета
Длительность: 8 недель.
Формат обучения: видеоуроки + аудиоуроки + статьи + задания (на английском языке).
Программа:
- Выявление общих недостатков в построении аргументов.
- Реконструкции аргументов.
- Оценка аргументов.
- Анализ аргументов основными логическими аргументами.
- Применение базовых логических стратегий в таких областях, как наука, теории морали и право.
Что узнаете: на курсе изучаются ключевые концепции логического и критического мышления, их применения и препятствия применению, стандартные формы аргументов, оценка аргументов по силе, убедительности и обоснованности, интерпретация аргументов и применение их в обычной жизни.
Об авторах:
- Тим Дэйр — глава факультета философии Оклендского университета, Новая Зеландия.
- Патрик Жирар — преподаватель Оклендского университета, доктор философии.
«Критическое мышление в информационную эпоху» от Мичиганского университета
Длительность: 4 недели.
Формат обучения: видеоуроки + текстовые уроки + тесты (на английском языке).
Программа:
- Введение.
- Статистика — Основные концепции статистики и вероятности, концепции переменной, нормального распределения, стандартного отклонения, корреляции, надёжности, достоверности и размера эффекта — 2 видео.
- Закон больших чисел — концепция дисперсии ошибок, как с ней бороться — 2 видео.
- Корреляция — изучаются инструменты для оценки степени ассоциации, природа иллюзорных корреляций, как их избежать. Концепции смешанной переменной и ошибки самостоятельного выбора — 4 видео.
- Эксперименты — как проводить эксперименты в бизнес-настройках — 3 видео.
- Прогнозирование — типы систематических ошибок, регрессия к среднему, наблюдения с точки зрения истинной оценки плюс ошибка. Концепция базовой ставки, почему её необходимо учитывать при оценке вероятностей конкретных событий — 2 видео.
- Когнитивные предубеждения — эвристические и иные идеи — 3 видео.
- Выбор и решение — как провести анализ затрат и выгод, почему стимулы могут иметь неприятные последствия — 3 видео.
- Логика и диалектическое мышление — различие между индуктивной логикой и дедуктивной логикой, силлогизмы, условное рассуждение, различие между истинностью аргумента и его обоснованностью, диаграммы Венна, распространённые логические ошибки — 2 видео.
- Заключение.
Что узнаете: этот курс представляет основные концепции из статистики, вероятности, научной методологии, когнитивной психологии и теории рентабельности и показывает, как их можно применить ко всем сферам жизни.
Об авторе: Ричард Нисбетт — профессор психологии в Мичиганском университете.
Б — беспристрастный подход
Это значит не подгонять логику под свои эгоистичные желания, стремиться к справедливости, быть способным контролировать свои эмоции и спокойно воспринимать действительность. Мыслить как бы от третьего лица своеобразного третейского судьи.
Экономика образования
Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект
Пожалуй, это один из самых сложных критериев. Беспристрастным быть сложно, ведь в нашей голове много сформированных ментальных программ, внушений, верований и установок. А наше эго, порой, корыстно влияет на мысли и поступки. Чтобы этого избежать, нужно чаще задавать себе вопросы: «А не говорит ли во мне субъективное отношение?», «Нет ли в этом решении моей личной заинтересованности?», «Что бы сделал человек со стороны?» и так далее.
Абсолютной беспристрастности добиться невозможно, но стремиться к этому должен каждый.
Бережливое производство
Бережливое производство — умение устранять потери любого рода, искать узкие места и улучшать процесс создания чего-либо. Навык помогает экономить ресурсы конкретного человека или целого производства. Например, если правильно рассчитываете свою нагрузку — вы не выгораете, поэтому успеваете сделать больше и лучше. Навык необходим предпринимателям, которые связаны с мелким, средним или крупным производством.
Экономика образования
Бережливое производство в жизни: как перестать терять время и ресурсы
Как развить. Организуйте собственное пространство: рабочий стол, компьютер, квартиру. В бережливом производстве есть технология 5S — удаление ненужного, самоорганизация, соблюдение чистоты, стандартизация процессов, совершенствование порядка. Начните с нее — наведите порядок в шкафах, создайте свою систему хранения и сортировки вещей, мусора и информации.
Сортируйте письма и файлы на компьютере и в телефоне, сделайте свое пространство удобным. Чем лучше будут ваши системы, тем лучше разовьете навык. Спланируйте свои задачи через канбан или скрам-доску.
Что изучить о бережливом производстве:
Книги
- Дэниел Джонс, Джеймс П. Вумек «Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании»
- Дон Тэппинг, Томас Фабрицио «5S для офиса»
- Сигео Синго «Изучение производственной системы Toyota с точки зрения организации процесса»
- Вэйдер Майкл Томас «Инструменты бережливого производства II. Карманное руководство по практике применения Lean»
Игры для развития критического мышления у ребёнка
Существует немало игр, способствующих развитию критического мышления, от популярных «данеток» до настольных. Мы предлагаем вам словесные игры, в которые можно играть в дороге, в очереди или в кафе в ожидании заказа.
«Далеко, но близко»
Вы называете два предмета или явления, совершенно не связанные друг с другом, к примеру, «чайник и ворона», и вместе с ребёнком стараетесь отыскать что-то, что свяжет их. Игра развивает креативность и учит строить логические связи.
«Шерлок Холмс»
В похожую игру гениальный детектив играл со своим братом Майкрофтом. Выберите с ребёнком какой-то объект или человека и постарайтесь сделать как можно больше предположений на его счёт (только не выходите за этические рамки), основываясь на особенностях его одежды или поведения.
«Что будет если?»
Отличная игра, весь смысл которой в названии. Что будет, если исчезнет дождь? Что будет, если окажется, что у бобров интеллект выше, чем у человека? Что будет, если у всех людей отрастёт хвост? Эта игра учит мыслить масштабно и выходить за рамки восприятия.
Учитесь решать интеллектуальные задачи, стоящие перед вами
Так много проблем и так мало времени; это проклятие трудового гражданина. Будь то проблемы, которые случаются независимо от нашего влияния или проблемы, которые мы строим для себя посредством действия и выбора, они не исчезают сами по себе. Секрет в том, чтобы решать их по очереди, то бишь по одной за раз, и научиться избегать их в будущем. В конце концов, это все, на что мы можем надеяться.
Выбирайте по одной проблеме каждый день или около того и попытайтесь поработать над ее решением. Вы хотите прояснить давнее недоразумение между вами и другим человеком? Вы слишком отвлекаетесь на работе? Вы боролись с проектом или деятельностью, которую хотите улучшить? Есть ли что-то вокруг вашего дома или в нем самом, что отчаянно нуждается в ремонте?
Подумайте над словами автора и оратора Лес Брауна: «Если у вас есть проблема, которую может решить человек или Бог, то у вас нет проблемы». Смиритесь с этим, сделайте это и потом займитесь более важными вещами в жизни.
Как стратегическое мышление помогает в работе
Стратегическое мышление критически важно для бизнеса. Не зря оно требуется в 99% вакансий на руководящие должности
В любой компании работают очень разные люди, которых нужно объединить и задать им вектор движения из точки A в точку B. Но если руководитель не видит этого конечного пункта, команда может пойти в разные стороны, и ресурсы будут потрачены впустую. Это может грозить конфликтами, упущенными возможностями, утратой конкурентной позиции на рынке и так далее.
Однако стратегическое мышление необходимо не только топ-менеджеру. Руководитель может обозначить перед командой определенную цель, а выбор способа ее реализации предоставить сотрудникам. Когда вы понимаете, куда и зачем идете, продумать оптимальное направление — более короткий и менее затратный путь — будет намного легче.
На своем опыте расскажу о двух ситуациях в бизнесе, где без стратегического мышления не обойтись.
Анна Найш
(Фото: из личного архива)
В таких условиях бизнесу нужно иметь в запасе несколько планов действий
Стратегически мыслящему руководителю важно вовремя сориентироваться в ситуации, оценить текущую обстановку и принять решение об изменении каких-то вводных или смене маршрута. При этом часто приходится выбирать — идти ли к той же точке B, что планировали изначально, лишь немного скорректировав тактику, или кардинально менять направление, чтобы выжить
Экономика образования
Время гибких: какие навыки нужны руководителю в условиях неопределенности
Ситуация 2 — стартап планирует масштабироваться и выходить на новый уровень
Когда у стартапа есть идея, ее начинают тестировать на MVP (минимальном жизнеспособном продукте)
И здесь очень важно сразу видеть конечную точку: если с продуктом что-то не выходит, нужно определиться, что делать дальше — оставить первоначальную идею и скорректировать аудиторию или переписать ее заново. Чтобы стартап мог вырасти в полноценный бизнес на первом же году жизни, важно научиться видеть полную картину
При этом в ней должны быть варианты на случай, если определенный шаг не сработал. Порой, чтобы просто остаться в бизнесе, цель приходится менять. Стратегическое мышление помогает своевременно осознать такую необходимость, оценив внешние и внутренние процессы и тенденции.
«Подумайте ещё раз. Часть 3. Как рассуждать индуктивно» от Университета Дьюка
Длительность: 4 недели.
Формат обучения: видеоуроки + текстовые уроки + тесты (на английском языке).
Программа:
- Добро пожаловать в специализацию — введение в курс — 1 видео.
- Индуктивные аргументы — различия индуктивных аргументов и дедуктивных аргументов, распространённые формы индуктивного аргумента, наиболее распространённые ошибки в подобных рассуждениях — 9 видео.
- Причинное рассуждение — как отличить необходимые условия от достаточных условий и как использовать данные для проверки, корреляция, причинная связь, ошибочность — 9 видео.
- Шанс и выбор — шансы и выбор, вероятность и принятие решений, природа и виды вероятности, четыре правила вычисления вероятностей, вероятности для оценки решений — 10 видео.
- Подведение итогов и финальная викторина.
Что узнаете: вы узнаете, как анализировать и оценивать основные формы индуктивных аргументов: обобщения на основе образцов, применения обобщений, вывод для лучшего объяснения, аргументы на основе аналогии и причинные рассуждения.
Об авторах:
- Уолтер Синнотт-Армстронг — доктор философии.
- Рам Нета — доктор философии.
Где может пригодиться критическое мышление?
Везде. Это не преувеличение: умение критически мыслить может пригодиться в любой сфере нашей жизни — как детям и подросткам, так и взрослым.
Человек, который обладает критическим мышлением, способен:
понимать логические и причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями;
быстро анализировать суждения окружающих и оценивать их;
грамотно конструировать собственные аргументы и доносить их до окружающих;
замечать нестыковки, несоответствия и обыденные ошибки в логике и аргументации;
отмечать важность и релевантность идей общему контексту;
рефлексивно оценивать собственные мнения и верования.
Как развивать у себя критическое мышление, и как устроен курс Практикума
Каждый человек, который ищет решение для какой-то проблемы в жизни или на работе, проходит через несколько этапов: определение проблем и поиск информации, поиск решений, оценка и выбор решения, аргументация решения.
Поэтому обучение в Практикуме построено вокруг этих шагов:
- Человек перед лицом гигантского массива информации (пытается осознать суть проблемы),
- Человек перед огромным полем возможных решений (генерирует оригинальные и применимые идеи),
- Человек в потоке фактов и гипотез (применяет логику, чтобы досконально проверить получившиеся идеи на предмет скрытых пробелов, уязвимостей и противоречий),
- Человек в диалоге с другими людьми (убеждает в правильности выбранного решения).
Если вы хотите развивать навык критического мышления самостоятельно, то вам тоже следует действовать в соответствии с этой последовательностью, читать теорию по каждому из шагов (в конце материале мы собрали подборку полезных книг) и обязательно практиковаться.
В Практикуме мы рассказываем о разных искажениях, возникающих на каждом этапе, разбираем приёмы и инструменты, которые помогут отфильтровать ошибочные убеждения и прийти к лучшему решению. Критическому мышлению трудно научиться без отработки навыков и без внимательных наставников. Поэтому на курсе есть такие мини-тренинги, которые нацелены на укрепление конкретных знаний и умений из курса — это может быть решение кейсов, совместное проектирование в Miro, мозговые штурмы в небольших группах или командные дебаты. Так студенты могут попробовать все инструменты на практике, во взаимодействии с другими.
Самое важное, о чём просят студенты — это разбор практических кейсов для работы. Непросто подобрать универсальные примеры, которые были бы интересны людям разных профессий
Поэтому мы просим самих студентов делиться с нами ситуациями, которые возникали у них в работе, и в которых им требовались навыки критического мышления. Благодаря этому нам удаётся подстраивать содержание курса под конкретные запросы, а некоторые примеры интегрировать в обучение.
Методы развития критического мышления
Если вы считаете себя всесторонне развитой личностью или же стремитесь стать ею, без критического мышления вам не обойтись, ведь именно оно позволяет человеку сформировать свои взгляды и не зависеть от мнения со стороны, именно оно помогает человеку личностно расти и развиваться.
Технология развития критического мышления такова, что нужно регулярно тренироваться, причем начинать такие тренировки можно совершенно в любом возрасте. Систематические занятия позволяют достичь нового уровня развития и новых целей. Несмотря на то, что развивать критическое мышление и не сбиваться с этого пути может быть непросто, если вы изначально расставите приоритеты и определите свои жизненные задачи, приблизиться к результату станет намного проще.
Обучение критическому мышлению требует времени. Практически всегда человек располагает свободным временем, просто тратит его на ненужные занятия, например, смотрит телевизор, «зависает» в соцсетях или играет в компьютерные игры. И первый шаг к критическому мышлению следует делать как раз здесь – критически оценить, куда уходят ваши свободные минуты и часы.
Еще один способ начать осваивать новый навык – ежедневно анализировать свой день: чем вы занимались, каких успехов достигли, какие были неудачи, в чем допустили ошибки и т.д. Когда анализ будет сделан, можно начинать составлять план по устранению ошибок, исключению хронофагов («пожирателей времени»), управлению временем.
Даже эти простейшие действия начнут развивать вашу способность подходить ко всему критически. Если вдруг перед вами встает новая задача, пробуйте искать максимальное количество информации по ее решению, рассматривайте самые разные варианты действий и выбирайте самый эффективный. Кстати, советуем и к прохождению нашего курса отнестись критически: тщательно обдумать, как и когда вы будете его проходить, и найти для этого время в своем распорядке.
Вот вам уже несколько приемов критического мышления. Поначалу применять их может быть непривычно, но это лишь вопрос практики. Старайтесь постоянно оценивать то, как вы мыслите, о чем думаете, занимаете ли мозг полезными вещами или занимаетесь тем, куда занесет попутный ветер.
Чтобы ваше критическое обучение было более эффективным, формируйте правильный подход ко всему, что делаете и с чем сталкиваетесь. Это значит:
- Адекватно оценивайте реальность. Все, что с вами происходит, не всегда зависит от ваших желаний и стремлений. Принимайте это как данность. Оценивайте действительность: на что вы можете повлиять, а что вам неподвластно.
- Будьте готовы к новой информации всегда и везде. Если вы будете закрыты для нового, вы сами отрежете себя от реальной жизни.
- Принимайте уверенные и четкие решения. Но прежде чем это делать, вооружайтесь знаниями и не забывайте о предыдущем пункте.
- Откажитесь от инстинкта стадности. Это не значит, что вы должны срочно перестать ходить в кино или посещать спортивные матчи. Это значит, что вы всегда должны думать своей головой, составлять свое мнение на тот или иной счет.
- Проведите черту между наблюдением и выводами. Проверяйте все интересное для вас, что узнаете.
- Сохраняйте чувство юмора. Развивайте умение смеяться над собой и событиями, которые преподносит вам жизнь. Так ваш ум всегда будет ясным, а мнения – более объективными.
Однако применять приемы критического мышления – это лишь одна сторона вопроса. Другая состоит в том, что нужно формировать критический склад ума. Расскажем, как это делается.
Зачем «мыслить критически»
Возьмем креативную сферу. Копирайтеры, стратеги, дизайнеры, аккаунты — каждый член креативной группы обрабатывает тонны инфы в условиях жестких дедлайнов. Тот, кто не использует критическое мышление, похож на солдата с ранением глаз. Он все еще может жать на курок, но целиться будет на слух.
Везде, где несется волна информации, есть потребность в ее анализе. А значит, критическое мышление — the must.
Оно помогает:
- — оставаться незашоренным
- — смотреть на проблему с разных точек
- — отказываться от предубеждений
- — формулировать мысль
- — искать подтверждение гипотезам
- — проверять альтернативные точки зрения
- — приходить к объективным выводам
С помощью критического мышления ты не только точнее оцениваешь внешний мир, но и анализируешь ход собственных мыслей: не был ли предвзятым, все ли факторы учел, не ошибся ли при расчетах. Оно исполняет ту же роль, что и зеркало для бодибилдера: анализируя результаты своего мышления, легче понять, что улучшить.
Если кто-то выбирает движение в обход критического мышления, это сразу видно. Он действует слишком быстро, даже если есть время подумать. Не замечает важные факты и игнорирует детали, потому что они могут сбить его с «красивого решения». Проскакивает проверку идей, хотя все инструменты для этого есть. Действует на эмоциях.
Тот, для кого критическое мышление важно, ничего не берет на веру и все проверяет. Ищет небанальные способы решить задачу
Обсуждает идеи с командой и просит конструктивную критику. Выбирает из всех вариантов лучший — и всегда на холодную голову.
Советы для студентов и школьников
Вот несколько своеобразных упражнений для развития критического мышления (а точнее — советов), которые помогут вам развить навыки критического мышления:
- Сформируйте или присоединитесь к учебной группе (или серии учебных групп) и выберите ключевые темы из вашего курса для обсуждения. Исследования показывают, что учащиеся, участвующие в таких группах, как правило, получают более высокие оценки. Вы разделяете понимание ключевых тем? У вас есть разные мнения, подходы или чувства по определенным темам? На чем они основаны? Присоединяйтесь к дискуссионному обществу — или любому студенческому сообществу — и начните страстные дискуссии!
- Обменяйтесь курсовыми работами (заданиями, проектами и т. д.) с одноклассником и критически оцените аргументы друг друга, с использованием доказательств и выводов. Каковы сильные стороны? Что нужно для развития? Чего не хватает? С чем вы согласны? С чем не согласны? Просто будьте осторожны, чтобы не копировать работы друг друга, и помните, что, если сомневаетесь, проконсультируйтесь с лектором или преподавателем.
- Смиритесь с тем, что критика и разногласия — это не то же самое, что конфликт. Можно придерживаться разных взглядов на одноклассника, друга или лектора. Узнайте, как не соглашаться, предлагать и принимать критику, не будучи личной. Иногда студенты чувствуют, что если они не согласны с другим человеком, это может считаться грубым или невежливым. Но одной из основных функций университета является воспитание исследовательского и пытливого духа. Много новых знаний и идей проистекает из уважительного несогласия с другими, так как несогласие (или сомнение) — это первый из этапов развития критического мышления.
- Примите участие в обсуждениях в рамках вашего класса или группы. Это ваша главная возможность по-настоящему раскрыть то, что было освещено в лекциях, поэтому используйте их: задавайте вопросы, высказывайте свое мнение и подвергайте сомнению мнения других.
- Сообщите своим лекторам или преподавателям, если вас сильно заинтересовало что-то, чему они вас научили, или к обратной связи, которую они дали вам (это применимо, соглашаетесь ли вы, не соглашаетесь или просто хотите узнать больше). Если невозможно выступить с лекцией или учебным пособием, поговорите с ними позже, попросите о встрече или отправьте им электронное письмо. Возможно, польщенный преподаватель даже даст вам дополнительные задания для развития критического мышления.
- Критически относитесь к содержанию курса, особенно к рекомендованной для прочтения литературе. Выполняя задания, спросите себя, вышли ли вы за рамки демонстрации базового понимания темы. Вы проанализировали доказательства? Вы оценили аргументы? Вы синтезировали всю доступную информацию, и можете ли вы сделать какие-либо выводы на основе того, что вы сделали? Подобные размышления можно отнести к методам развития критического мышления.
- Посещайте семинары и тренинги по критическому мышлению. Если ваш курс дает вам возможность взять дополнительно еще и модули критического мышления, подпишитесь на них. Критическое мышление можно развивать и изучать, и те, кто тратит время на развитие своих критических способностей, с большей вероятностью добьются успеха в учебе. Посетите веб-сайт библиотеки, чтобы получить информацию о предстоящих тренингах по этой теме. Читайте книги для развития критического мышления.
- Наконец, помните, что критическое мышление сложно. Как набор навыков «высшего порядка», вы не можете научиться делать это быстро. Продолжай пытаться.
Как понять, на каком уровне развития гибкие навыки
Оценить уровень развития навыков и компетенций помогают методики ассессмента. Эксперт по обучению взрослых, тренер АРТы Инна Попова предлагает определить, из чего состоит компетенция и выбрать шкалу уровня ее развития. Каждую компетенцию описывают через комплекс индикаторов, в которых она проявляется.
Хороший пример детального описания компетенций по уровням показывают в книге «Знать или уметь» . Здесь авторы представляют модель 6К, дополняя модель 4К уверенностью в себе и преодолением неудач «confidence», работой с информацией и эрудицией «content». Каждая компетенция детально разложена на четыре уровня.
Возьмем пример — коммуникативную компетенцию. Первый уровень коммуникации — проявление эмоций, типичный для детей и некоторых управленцев в состоянии стресса. Второй уровень хорошо иллюстрирует диалог из «Криминального чтива». Героиня Умы Турман — Миа Уоллес спрашивает героя Джона Траволты — Винсента Вегу: «Ты слушаешь? Или просто ждешь, когда можно заговорить?» Вега отвечает: «Я жду, когда можно будет сказать, но пытаюсь слушать».
На третьем уровне выстраивается полноценный диалог, появляется умение слушать вторую сторону. Здесь общение предполагает, что мы как минимум учитываем образ мышления слушателя. На четвертом уровне коммуникации мы способны «увидеть» скрытый подтекст.
Авторы книги Роберта Голинкофф и Кэти Хирш-Пасек приводят индикаторы проявления каждой компетенции у детей, взрослых, в деловой среде.
Несколько хайлайтов разговора
Критическое мышление — такая вещь, которую нельзя сформировать раз и навсегда. Оно развивается на протяжении всей жизни. Учитывая то, как быстро меняется информационная среда и условия, в которых мы живем, нужно развивать критическое мышление постоянно.
Модель навыков 4С (creativity, critical thinking, communication, cooperation) — это не навыки в российском понимании. В российской образовательной традиции слово навык понимают конкретным образом — это умение, доведенное до автоматизма. Но креативное и критическое мышление, коммуникация и командная работа — чуть более сложные образовательные конструкты
Это не только умения, но и знания, а самое важное, личностные установки
Обычно с критическим мышлением связывают высокий уровень рефлексивности — готовности задавать себе вопросы о том, как я решил ту или иную задачу, на что ориентировался, когда принимал решение.
Владеть инструментами критического мышления недостаточно. Например, ты можешь хорошо понимать, чем хорошие аргументы отличаются от плохих, но при этом репостить в Facebook очевидную ахинею, выдавая ее за серьезные вещи. У тебя есть навыки, но ты их не применяешь в тех ситуациях, где нужно применять. Это говорит о том, что у человека могут быть не сформулированы те самые установки — базовый скептицизм, рефлексивность, готовность проверять факты, аргументировать свою точку зрения.
Базовые установки критического мышления закладывается не в школе, не в университете, а раньше. Например, на встречах с учителями родители часто спрашивают Тараса, как развить критическое мышление у детей. Он рекомендует развивать собственное критическое мышление. Чем выше будет уровень навыка родителя, тем выше он будет у ребенка. Взрослые демонстрируют определенные образцы поведения, работы с информацией, обоснование своих решений, дети это перенимают.
При этом важна открытость к новому (open mindedness) — готовность менять свои убеждения, при получении новой информации. Менять точку зрения — нормальная часть образования и становления человека, но для многих отказываться от своих идеалов болезненно.
Хорошая начальная позиция — осознать, что с тобой что-то не так. Если вы понимаете, что вам не хватает навыков критического мышления, значит, полдела уже сделано.
Самая большая ценность методик критического мышления в том, что ты заставляешь себя задавать вопросы. Самое сложное в критическом мышлении — встать в позицию человека, которому надо еще раз проверить информацию, провести дополнительное исследование.
Стандартные образовательные программы и учебники формируют определенную картину мира. К счастью, у современных школьников и студентов есть другие источники информации. Отсюда возникают конфликты. Например, когда дети Тараса говорят ему, что в школе объясняли так, а они вычитали в другом месте, что на деле все обстоит совсем по-другому.
Чтобы не пропустить следующий выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете.
Важность критического мышления в жизни
В последние годы термин «критическое мышление» мы слышим все чаще и чаще. Он может встречаться в описании вакансии, его можно услышать с экранов телевизора или прочитать в популярных психологических статьях. Но какое именно мышление подразумевается под критическим? Многие путают его с логическим. Это неправильно, хотя критическое подразумевает использование логического мышления.
Важность критического мышления в жизни
Критическое мышление – это способность человека эффективно анализировать поступающую информацию, аргументированно отстаивать свое мнение и принимать верное решение, опираясь на исходные данные. Умение мыслить критически – важный навык, который нужно развивать с юных лет.
Вместе с умением мыслить логически навык критического мышления помогает предугадывать возможное развитие событий, видеть взаимосвязь предметов, справляться с разноплановыми задачами. Такие навыки улучшают показатели в работе.
В повседневной жизни эта способность позволяет быстро анализировать мнение и поведение окружающих, лучше понимать чужую точку зрения, избегать воздействия завуалированной рекламы или пропаганды, обоснованно отстаивать свои слова и возражать тому, что не вызывает согласия.
Для детей умение использовать критическое мышление тоже важный навык. Оно развивает самостоятельность и позволяет не попадать под влияние дурной компании, помогает разбираться в школьных науках.
В обыденной жизни мы часто принимаем на веру большой объем информации, ведь в ином случае нам бы пришлось тщательно изучать и перепроверять множество мелочей. Но сомнения и изучение достоверных источников еще не значит, что мы умеем критически мыслить или способны это делать правильно.
Всегда ли вы аргументированно отстаиваете свою позицию в беседе? Беспрекословно ли доверяете всему, что слышите, или подвергаете сомнению? Часто ли перепроверяете полученную информацию? Давайте выясним, зачем нужно критическое мышление.
Обучение, поиск новых знаний
Обладатели критического мышления способны быстрее искать и сортировать информацию. Таким людям проще выбирать источники, видеть причинно-следственные связи. Есть ряд наук, не относящиеся к точным: социология, философия, политология, педагогика, обществознание, история. Изучая такие предметы, например, в вузе, студент часто сталкивается с дискуссионным методом усвоения изучаемого материала. Для большей результативности обучения как раз и понадобится критическое мышление.
Работа, профессиональная сфера жизни
Критическое мышление в жизни человека
На современном рынке труда много вакансий, требующих наличие критического мышления. В этом можно убедиться, ознакомившись с требованиями компаний к соискателям на должность «белого воротничка». В работе, связанной с умственным трудом, особенно ценятся умения обрабатывать большой массив информации, выставлять правильные приоритеты в задачах, видеть нестандартные пути решения.
Повседневная личная жизнь
Мы все живем в социуме, и нас окружает не только работа, но и семья, друзья, случайные люди. И каждый день мы принимаем решения, совершаем выбор. Купить товар подороже, потому что его рекламируют, или сэкономить, но приобрести проверенный продукт? Пойти с друзьями в кино с нелюбимым актером или провести это время с семьей? Найти оптимальное решение, не допустить глобальных ошибок или быстро их исправить – в этом заключается особенность критического мышления.
«Отвращение к потере» (Loss aversion)
Избегание потери, или «отвращение к потере», означает, что после того, как у вас что-то появилось, вы ооооочень не хотите это что-то потерять.
Когда Даниэль Канеман изучал эту концепцию, то участникам исследования выдавали кружки, шоколад либо же не давали ничего. Затем участников просили сделать выбор: если они получили какую-то вещь, то могли торговать ей, а если они не получили ничего, то могли выбрать один из двух вариантов предметов.
Каким же был результат? Примерно половина участников, которые начали без каких-либо вещей, выбрали кружки, но 86% людей, которые получили кружки с самого начала, «застряли» с ними, не желая их продавать.
Мораль? Люди не любят терять то, что они уже получили.
Этот эффект успешно используется маркетологами. Например, предоставление бесплатной версии IT-продукта в течение определенного промежутка времени. После того как время бесплатного использования истекло, приложение может быть удалено, если покупатель не оплатит дальнейшее использование.
Наставничество и менторинг
Традиционная система образования жесткая и неповоротливая. В ней есть разрыв между компетенциями, которые мы получаем в университете и тем, что требуется на реальной работе. Чтобы быстрее вырасти профессионально и адаптироваться к требованиям рынка нужен наставник или ментор.
Экономика образования
В каких ситуациях следует обращаться за помощью к коучам
Наставник поможет составить план обучения и следить за результатами. С ним работают регулярно, чтобы видеть прогресс и корректировать свое обучение. Если сами станете наставником, сможете делиться умениями и знаниями с другими людьми, которым нужна эта компетенция. Адаптировать команду к задаче, проекту или рабочему месту.
Как развить. Подумайте, какие компетенции нужно прокачать, как эффективнее это сделать. Составьте себе план обучения на год. Следуйте ему, фиксируйте результаты. Когда научитесь управлять своим обучением, предложите коллегам или друзьям стать их ментором на некоторое время. Так отработаете навык и поможете другим людям.
Что изучить о наставничестве:
Книги
- Александра Прицкер «Менторинг: инструкция к применению»
- Джон Максвелл «Наставничество 101»
- Илари Оуэн «Полный гайд по наставничеству» на английском
Курсы
- «Лекториум» курс «Как стать наставником проектов»
- Coursera курс на английском «Коучинг в менеджменте»
Книги по критическому мышлению
В этом разделе дополнительных материалов мы собрали несколько замечательных работ на тему развития критического мышления. Из них вы узнаете массу полезных сведений, и ваши знания станут намного глубже. Опыт других людей бесценен: во-первых, он предоставляет уникальную информацию, а во-вторых, уберегает от множества ошибок и промахов, тем самым экономя ваши силы и время.
Книги по критическому мышлению:
- «Психология критического мышления» Д. Халперн
- «Разум VS Мозг. Разговор на разных языках» Р. Бертон
- «Как лгать при помощи статистики» Д. Хафф
- «Обман в науке» Б. Голдакр
- «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов» А. Казанцева
- «Критическое мышление: метод, теория, практика» А. Бутенко, Е. Ходос
- «Критическое мышление: полный курс лекций» И. Клейнер
- «Трактат о критическом разуме» Х. Альберт
- «Думай, пытайся, развивайся» Д. Андерсон
- «Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизни» С. Коттрелл
И перед тем как вы приступите к освоению основного материала, мы хотим, чтобы вы немного отвлеклись и отдохнули. Откиньтесь на спинку кресла и познакомьтесь с мыслями знаменитых людей на тему критического мышления и критики вообще. Пусть они еще раз укажут вам на то, почему необходимо уметь мыслить критически.
Встретимся на уроках!
Работа в режиме неопределенности
Современный мир описывают аббревиатурой VUCA. Это мир нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity), и нам придется в нем жить. Работа в режиме неопределенности — умение быстро реагировать на изменения условий задачи, принимать решения, управлять проектами и своими ресурсами. Чтобы конкурировать на рынке и быть востребованным, нужна гибкость и умение быстро адаптироваться к изменениям. Например, в навык работы в режиме неопределенности входит стресс-менеджмент.
Экономика образования
Андрей Себрант — о том, как учиться, жить и работать в изменчивом мире
Стресс-менеджмент — управление состоянием и поведением своим и других людей в периоды физического и психологического напряжения: сжатых сроков, форс-мажоров, сильных нагрузок.
Как развить. Нужно развивать самостоятельность. Придумывайте выходы из разных трудных ситуаций, пробуйте подходы, которыми раньше не пользовались. Пробуйте новые инструменты: Телеграм, онлайн-форматы обучения, удаленную работу. Следите за трендами и новыми технологиями, выбирайте то, что подходит вам. Откройте собственный бизнес или запустите блог. Продумайте пути его развития в разных обстоятельствах: когда всё идет хорошо, в кризис, когда много конкурентов или нет желания им заниматься.
Что изучить о работе в режиме неопределенности:
Книги
Тим Харфорд «Хаос
Как беспорядок меняет нашу жизнь к лучшему»
Ник Джеймс «Внимание самому важному. От стресса и хаоса к осмысленности и концентрации»
Карл Оноре «Без суеты»
Пол Вудс «Как управлять хаосом и креативными эгоистами»
Эрик Дьюк «Принцип ставок
Как принимать решения в условиях неопределенности». Курсы
Курсы
«Теории и практики» лекционный курс «Неопределенность как понятие»