Развитие критического мышления
Содержание:
- Уроки критического мышления
- Когнитивные искажения
- Определение
- Развитие критического мышления, как актуальная проблема современности
- «Подумайте ещё раз. Часть 4. Как избежать заблуждений» от Университета Дьюка
- Происхождение термина
- «Критическое мышление» от ТГУ
- «Критическое мышление в информационную эпоху» от Мичиганского университета
- «Подумайте ещё раз. Часть 1. Как понимать аргументы» от Университета Дьюка
- «Критическое мышление» от Александра Попова
- Как можно стимулировать критическое мышление?
- С — самостоятельное мышление
- Важность критического мышления в жизни
- Как критическое мышление помогает в работе
- Признаки
- Диагностика
- «Навыки критического мышления для успеха в университете» от Сиднейского университета
- Где может пригодиться критическое мышление?
Уроки критического мышления
Научиться мыслить критически можно самостоятельно, но чтобы навык сформировался и надежно закрепился необходима достаточно сильная мотивация и самодисциплина, ведь делать упражнения, много читать нужно не от случая к случаю, а каждый день. О том, как научиться мыслить критически, рассказывают блогеры, можно найти информацию в статьях или пройти специальные курсы.
Выбирая способ, который поможет овладеть навыком критического мышления, необходимо учесть, что он должен затрагивать разные аспекты проблемы — достаточный объем знаний; умение искать факты и оперировать ими, аргументировать свою позицию.
Важно отказаться от конформной, эмоциональной позиции, максимально задействовать рациональную часть ума.
Когнитивные искажения
Когнитивные искажения — это подсознательные шаблоны мышления, в основе которых лежат ошибочные рассуждения. Такие рассуждения мешают нам принимать взвешенные рациональные решения. Например, под влиянием когнитивного искажения мы можем выбрать новый смартфон, опираясь на свои воспоминания о презентации и рекламном ролике, а не объективные технические характеристики. Когнитивные искажения — это аргументативные ошибки нашей «внутренней речи».
Виктор Горбатов, философ, преподаватель Свободного университета:
«Мало знать список когнитивных искажений и аргументативных ошибок, чтобы противостоять им. Необходимы правильные поведенческие установки — интеллектуальная открытость и осознанность. При этом существует G.I. Joe эффект — своеобразное метакогнитивное искажение, склонность считать себя более защищенным от искажений просто в силу теоретического знакомства с ними. Увы, это иллюзия. Нужно больше работать с когнитивными искажениями, вырабатывать привычку. Другого пути нет».
Систематическая ошибка внимания — зависимость нашего восприятия от повторяющихся мыслей. Мы чаще замечаем то, что встречали или запоминали раньше, игнорируя другие варианты.
Пример
Если вы давно думаете сменить работу, то охотнее будете обращать внимание на некомпетентность коллег и недостатки компании. Хотя в действительности показатели эффективности могут быть выше, а клиенты — довольнее
Соответствие эмоциям — способность вспоминать факты и события, испытывая определенные эмоции. Эмоциональные паттерны вызывают разные значимые ассоциации, связанные с нашим предыдущим опытом.
Пример. Вечером с горячей чашкой чая вы чувствуете себя спокойно, уютно и тепло. Такое настроение само по себе может вызвать воспоминания о семейных праздниках и вечерах с лучшими друзьями.
Недооценка бездействия — склонность недооценивать последствия бездействия, сравнивая его с результатом действия. Выбирая между действием и бездействием с аналогичными последствиями, люди чаще выбирают бездействие.
Пример. Некоторые родители запрещают делать прививки своим детям. Они предпочитают риск осложнения в случае болезни (бездействие — не делать прививку) риску осложнения прививки (действие — привить ребенка). При этом риск заболеть намного выше риска получить осложнения от прививки.
Иллюзия частотности, или феномен Баадера-Майнхоф — иллюзия, при которой недавно изученная информация кажется слишком часто повторяющейся, если появляется снова в течение короткого периода времени.
Пример
Иллюзию частотности используют маркетологи, чтобы привлечь внимание покупателей к продуктам компании. Логотипы бренда, видеоролики, реклама в соцсетях, коллаборации с популярными блогерами заставляют нас подсознательно думать о торговом предложении, чтобы в конечном итоге на него согласиться
Эффект иллюзии правды — склонность доверять сообщению после его многократного повторения. Людям проще воспринимать знакомую информацию, чем анализировать новую.
Пример. Плутарх писал, что древнеримский политик Катон Старший заканчивал каждую свою публичную речь словами «Карфаген должен быть разрушен», даже если дебаты касались совершенно другого вопроса. Его настойчивость помогла убедить остальных сенаторов начать войну при первой возможности — и Карфаген был разрушен. Это когнитивное искажение часто используют и сегодня — в пропаганде и СМИ.
Экономика образования
Как использовать критическое мышление в информационном потоке
Определение
Принципиальное место в теории развития критического мышления занимает понятие критическое мышление. Критическое мышление — это научный тип мышления, который используется для решения неординарных практических задач, включает в себя общее и предметное мышление, характеризуется осознанностью, самостоятельностью, рефлексивностью, целеустремленностью, обоснованностью, контролируемостью и самоорганизованность.
- Все страны свое будущее связывают с образованием, поскольку именно образование является важнейшим фактором экономического и социального прогресса.
А. Валицька отмечает:
Общепризнанным является положение о том, что образование полностью связана с процессом социально-экономического и культурного развития страны. Сегодня уровень образования и культуры, человеческие ресурсы и интеллект все чаще относят к разряду национальных богатств и связывают с ними будущее страны. Показателем развития человеческих ресурсов и потенциала страны считаются нравственность и здоровье, разносторонность профессиональной подготовки, стремление к инновациям, способность к неординарным решениям — все это является важным фактором прогресса.
А обоснованный выбор без критического мышления невозможен. Постпромислова эпоха превратила науку в непосредственную производительную силу, и формула «наука — образование — производство» составляет основу современного экономического развития. На мировом рынке, где происходит жестокая конкурентная борьба, побеждают те страны, которые интенсивно развивают фундаментальные и прикладные исследования и всячески повышают уровень образованности, с той целью, чтобы не только элита, но все труженики могли осваивать научные достижения и эффективно работать с высокой техникой и сложными технологиями.
Щедровицкий характеризует начало XXI века. таким образом:
Реалии современной жизни требуют преодоления репродуктивного стиля обучения и перехода к новой образовательной парадигмы, которая будет обеспечивать познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся — это стратегическое направление модернизации образования. А самостоятельность мышления невозможна без его критичности.
Как утверждает вице-президент Российской академии образования В. Борисенков:
Личностно-ориентированное обучение предусматривает смещение акцента с информационно-гностического подхода на развивающий и деятельностный, в основе которого формирование личности, способной к активной творческой деятельности. Такое обучение еще называют сенсопошуковим, в отличие от информативного
Личностно-ориентированное образование акцентирует внимание на развитии смысловой сферы, характерным признаком которой является отношение человека к действительности, осознание ее ценности, поиск причин и смысла происходящего вокруг, иначе говоря, на усвоении рефлексивной культуры. Рефлексия порождает две цели и, соответственно, две стороны отношения «человек — мир»: 1) выразить, воссоздать мир в себе; 2) выразить, воссоздать себя в мире
Первая сторона дает начало теоретическому отношению, вторая — духовно-практическом. Ведущим в теоретическом отношении к миру является отношение «субъект — объект», в то время как в духовно-практическом — это отношение «субъект — субъект». Итак, научно-теоретическое мышление в приложении к гуманитарным дисциплинам обнаруживает свою ограниченность в качестве ведущего и такого, что определяет педагогический процесс. Итак ведущим должно быть духовно-практическое отношение, а теоретическое должно занять место средства, обслуживающего духовно-практические цели. В таком случае ученик перестает рассматриваться как объект и личностное общение выходит на передний план. Учитель уже не выступает транслятором знаний, а сам предмет становится посредником общения, средством общения.
Развитие критического мышления, как актуальная проблема современности
Развивая критические способности, человек может соотносить имеющиеся у него данные или познания с опытом, сравнивать их с появившимися из иных источников. Проблемы возникают ежедневно, в связи с чем необходимо рассматривать различные возможности их решений. Для этого необходимо взвешенное отношение к вариантам.
Критическое мышление характеризуется следующим рядом параметров:
- Получив данные, размышляющий находится на начальном этапе процесса, но не в конце его.
- Сначала необходимо поставить ряд вопросов, выяснить, какие проблемы требуют решения.
- Аргументы должны быть убедительными.
- Критическое мышление — социальная его разновидность.
Человек, у которого подобная способность развита, хорошо осведомлен, дает справедливые оценки. Он не боится сложностей, готов переосмыслить проблему и выяснить положение вещей.
«Подумайте ещё раз. Часть 4. Как избежать заблуждений» от Университета Дьюка
Длительность: 4 недели.
Формат обучения: видеоуроки + текстовые уроки + тесты (на английском языке).
Программа:
- Добро пожаловать в специализацию — введение в курс — 1 видео.
- Заблуждения о неясности — как заблуждения строятся из неясности аргументов, как неточности и неоднозначные фразы появляются в рассуждениях, как с ними работать — 9 видео.
- Заблуждения относительно релевантности — два самых распространённых заблуждения: ad hominem и апелляции к авторитету, как их распознать и как привести контраргументы — 10 видео.
- Заблуждения о пустоте и круговороте — заблуждения, которые возникают, когда аргумент не продвигается к заключению, так как оно есть в предпосылках, как распознать это — 3 видео.
- Опровержение: его разновидности и неудачи — стратегии опровержения ошибочного аргумента — 7 видео.
- Подведение итогов и финальная викторина.
Что узнаете: здесь можно научиться распознавать заблуждения и не приводить ошибочные аргументы. Рассматривается принцип их построения, манипуляции аргументами, как их избежать и не поддаваться на них.
Об авторах:
- Уолтер Синнотт-Армстронг — доктор философии.
- Рам Нета — доктор философии.
Происхождение термина
Идея критического мышления возникла в древности. Она исходит из деятельности Сократа, который 2500 лет назад провозгласил: никто не может зависеть от авторитетов. Ведь они могут вести себя далеко не рационально. По поводу появления той или иной идеи должны возникнуть глубокие вопросы прежде, чем ей можно будет доверять. Сократом было доказано, что поиск доказательств весьма важен. Самой популярным методом преподавания критического мышления является «сократово выспрашивание», вносящее ясность и логику.
Практику Сократа, скептицизм Аристотеля развил Платон. Появилась традиция мыслить систематически на пути к постижению глубоких реалий. В трудах философов средних веков и эпохи Возрождения возник скептицизм. Глубокомыслие древности было развито ими
Методы развития критического мышления сформировались в понимание силы информации, важности ее тщательного сбора, правильного использования. А ресурсы подобного склада ума приумножились благодаря вкладу множества мыслителей
«Критическое мышление» от ТГУ
Длительность: 77 уроков.
Формат обучения: видеоуроки + тесты.
Программа:
- Введение.
- Понятие критического мышления — 8 уроков.
- Типы мышления и рациональности — 7 уроков.
- Критическое мышление и философия — 7 уроков.
- Роль критического мышления в научном познании — 7 уроков.
- Факты и проблема достоверности информации — 8 уроков.
- Понятие — 8 уроков.
- Суждение и умозаключение — 7 уроков.
- Логика и риторика — 7 уроков.
- Полемика и дискуссия — 7 уроков.
- Дебаты — 6 уроков.
- Материалы курса.
- Итоговая аттестация с прокторингом.
- Заключение.
Что узнаете: на курсе рассказывается об основах критического мышления, практиках аргументации, анализе и рефлексии, непредвзятом восприятии точек зрения, умении формулировать аргументированную позицию.
Об авторах:
- Осаченко Юлия Станиславовна — кандидат философских наук.
- Бахтияровна Елена Захаровна — старший преподаватель кафедры философии и методологии науки Философского факультета НИ ТГУ.
- Губайдуллина Анастасия Николаевна — кандидат филологических наук.
- Новикова Элеонора Геннадьевна — кандидат филологических наук.
«Критическое мышление в информационную эпоху» от Мичиганского университета
Длительность: 4 недели.
Формат обучения: видеоуроки + текстовые уроки + тесты (на английском языке).
Программа:
- Введение.
- Статистика — Основные концепции статистики и вероятности, концепции переменной, нормального распределения, стандартного отклонения, корреляции, надёжности, достоверности и размера эффекта — 2 видео.
- Закон больших чисел — концепция дисперсии ошибок, как с ней бороться — 2 видео.
- Корреляция — изучаются инструменты для оценки степени ассоциации, природа иллюзорных корреляций, как их избежать. Концепции смешанной переменной и ошибки самостоятельного выбора — 4 видео.
- Эксперименты — как проводить эксперименты в бизнес-настройках — 3 видео.
- Прогнозирование — типы систематических ошибок, регрессия к среднему, наблюдения с точки зрения истинной оценки плюс ошибка. Концепция базовой ставки, почему её необходимо учитывать при оценке вероятностей конкретных событий — 2 видео.
- Когнитивные предубеждения — эвристические и иные идеи — 3 видео.
- Выбор и решение — как провести анализ затрат и выгод, почему стимулы могут иметь неприятные последствия — 3 видео.
- Логика и диалектическое мышление — различие между индуктивной логикой и дедуктивной логикой, силлогизмы, условное рассуждение, различие между истинностью аргумента и его обоснованностью, диаграммы Венна, распространённые логические ошибки — 2 видео.
- Заключение.
Что узнаете: этот курс представляет основные концепции из статистики, вероятности, научной методологии, когнитивной психологии и теории рентабельности и показывает, как их можно применить ко всем сферам жизни.
Об авторе: Ричард Нисбетт — профессор психологии в Мичиганском университете.
«Подумайте ещё раз. Часть 1. Как понимать аргументы» от Университета Дьюка
Длительность: 4 недели.
Формат обучения: видеоуроки + текстовые уроки + тесты (на английском языке).
Программа:
- Добро пожаловать в специализацию — введение в курс — 1 видео.
- Как распознать аргумент — что такое аргумент, каковы его цели, типы аргументов и как их распознать — 10 видео.
- Как распутать аргумент — формулирование аргументов, функции слов, маркеры, уровни смыслов — 10 видео.
- Как восстановить аргумент — организация аргументов в структуру рассуждений, как сделать аргумент убедительнее, структуры аргументов — 11 видео.
- Подведение итогов и финальная викторина.
Что узнаете: на курсе рассказывается, что такое аргумент, как их отличить от манипуляции, как разбивать аргументы на части, чтобы выявить внутренние связи, и находить контраргументы.
Об авторах:
- Уолтер Синнотт-Армстронг — доктор философии.
- Рам Нета — доктор философии.
«Критическое мышление» от Александра Попова
Пройти курс
Длительность: 24 урока.
Формат обучения: видеоуроки.
Программа:
- Процесс мышления.
- Мозг и вера.
- Ошибки восприятия.
- Недостатки и фантазии памяти.
- Пути узнавания: видеть то, чего нет.
- Создание реальности.
- Структура и цели аргументации.
- Логика и логические ошибки.
- Эвристики и когнитивные предубеждения.
- О врождённом неумении считать.
- Определение вероятности.
- Социальные иллюзии и массовые заблуждения.
- Философские обоснования научного метода.
- Наука и сверхъестественное.
- Разнообразие и качество научных свидетельств.
- Научные промахи.
- Наука и псевдонаука.
- Разнообразие псевдонауки.
- Ловушки теорий заговора.
- Дениализм: отвержение науки и истории.
- Реклама, жулики и городские легенды.
- Наука СМИ и демократия.
- Эксперты и научный консенсус.
- Критическое и научное мышление в повседневной жизни.
Что узнаете: в 24 уроках рассказывается об основах критического мышления, как применять его для проверки научных и псевдонаучных данных, новостей, в профессиональной среде, что такое аргументация и как её правильно выстраивать, какие логические ошибки наиболее распространены и как их не совершать.
Об авторе: Александр Попов — переводчик. Сам курс — это адаптация лекций Стивена Нобейи.
Как можно стимулировать критическое мышление?
1. Не принимайте факты такими, как они есть
Первым шагом для развития критического мышления является оценка информации, которая поступает к нам из окружающей среды. Прежде, чем делать то, что вы всегда делали, или принять на веру то, что вам сказали, поразмышляйте над ситуацией. Подумайте о том, в чём заключаются проблема и каковы возможные пути её решения. Конечно, вы самостоятельно принимаете решения, во что верить, и что делать. Но если вы будете уделять некоторое время оценке ситуации, вероятнее всего, вы сможете принимать более взвешенные и обоснованные решения.
2. Определите свои цели
Какого результата вы ожидаете? Что вам хотелось бы получить? Какова ваша цель? Определение цели, которую вы намерены достичь, имеет важное значение для построения плана ваших действий и шагов на пути к осуществлению задуманного
3. Исследуйте факты
Огромное количество информации каждый день поступает к нам из различных источников. Следует учитывать, что эта информация может стать очень мощным инструментом в момент принятия решений
Когда у вас возникает некая проблема, требующая анализа, перспектива, которой необходимо дать оценку, или же вам предстоит принять важное решение, выполните поиск информации в Интернете, исследуйте факты, почитайте публикации на эту тему. Проанализируйте различные мнения, аргументы, убеждения
Узнайте, если есть противоречивая информация. Чем большим количеством информации вы располагаете, тем лучше вы будете подготовлены, чтобы дать резонный ответ.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции? Тренируйте основные способности вашего мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения
4. Не ставьте себе установку, что вы правы
Всегда приятно осознавать, что вы правы. Все мы получаем от этого удовольствие. Но если мы изначально ставим себе установку, что наши аргументы справедливы и являются единственно верными, то мы отказываемся от знакомства и рассмотрения других точек зрения. Ваши мысли, убеждения и аргументы являются лишь одним из возможных объяснений, но существует множество других альтернативных взглядов, которые также являются верными. Откройте свой разум для рассмотрения и оценки других точек зрения.
5. Начните с самого простого
Существует линия мышления, которая часто используется в научных исследованиях, чтобы выяснить, какая из гипотез верна. Эта техника получила называние «Бритва Оккама». Её сторонники рекомендуют отдавать предпочтение самым простым объяснениям, пока не будет доказано, что они являются ложными.
6. Разделите проблему на несколько частей
Когда вы сталкиваетесь со сложной проблемой, попробуйте разделить её на несколько частей. Таким образом, вам будет легче оценить и найти решение для каждой отдельной части, а затем, соединив полученные результаты, вы придёте к решению основной проблемы.
С — самостоятельное мышление
Критически мыслящий человек — это самостоятельно мыслящий человек. Конечно, мы можем прислушиваться к мнению окружающих, главное, чтобы это было осознанное решение. Самостоятельно мыслить нужно не вопреки, для кого-то, демонстрации взрослости и того, насколько вы оригинальны. Это нужно делать для самих себя. Иначе думать и делать выбор за вас будут другие.
Но полной автономии быть не может, это уже изоляция. Мы не Робинзоны Крузо на необитаемом острове, мы — социальные существа, взаимодействующие друг с другом и живущие в едином инфополе по особым правилам. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что наша самостоятельность заканчивается там, где начинается самостоятельность другого.
Важность критического мышления в жизни
В последние годы термин «критическое мышление» мы слышим все чаще и чаще. Он может встречаться в описании вакансии, его можно услышать с экранов телевизора или прочитать в популярных психологических статьях. Но какое именно мышление подразумевается под критическим? Многие путают его с логическим. Это неправильно, хотя критическое подразумевает использование логического мышления.
Важность критического мышления в жизни
Критическое мышление – это способность человека эффективно анализировать поступающую информацию, аргументированно отстаивать свое мнение и принимать верное решение, опираясь на исходные данные. Умение мыслить критически – важный навык, который нужно развивать с юных лет.
Вместе с умением мыслить логически навык критического мышления помогает предугадывать возможное развитие событий, видеть взаимосвязь предметов, справляться с разноплановыми задачами. Такие навыки улучшают показатели в работе.
В повседневной жизни эта способность позволяет быстро анализировать мнение и поведение окружающих, лучше понимать чужую точку зрения, избегать воздействия завуалированной рекламы или пропаганды, обоснованно отстаивать свои слова и возражать тому, что не вызывает согласия.
Для детей умение использовать критическое мышление тоже важный навык. Оно развивает самостоятельность и позволяет не попадать под влияние дурной компании, помогает разбираться в школьных науках.
В обыденной жизни мы часто принимаем на веру большой объем информации, ведь в ином случае нам бы пришлось тщательно изучать и перепроверять множество мелочей. Но сомнения и изучение достоверных источников еще не значит, что мы умеем критически мыслить или способны это делать правильно.
Всегда ли вы аргументированно отстаиваете свою позицию в беседе? Беспрекословно ли доверяете всему, что слышите, или подвергаете сомнению? Часто ли перепроверяете полученную информацию? Давайте выясним, зачем нужно критическое мышление.
Обучение, поиск новых знаний
Обладатели критического мышления способны быстрее искать и сортировать информацию. Таким людям проще выбирать источники, видеть причинно-следственные связи. Есть ряд наук, не относящиеся к точным: социология, философия, политология, педагогика, обществознание, история. Изучая такие предметы, например, в вузе, студент часто сталкивается с дискуссионным методом усвоения изучаемого материала. Для большей результативности обучения как раз и понадобится критическое мышление.
Работа, профессиональная сфера жизни
Критическое мышление в жизни человека
На современном рынке труда много вакансий, требующих наличие критического мышления. В этом можно убедиться, ознакомившись с требованиями компаний к соискателям на должность «белого воротничка». В работе, связанной с умственным трудом, особенно ценятся умения обрабатывать большой массив информации, выставлять правильные приоритеты в задачах, видеть нестандартные пути решения.
Повседневная личная жизнь
Мы все живем в социуме, и нас окружает не только работа, но и семья, друзья, случайные люди. И каждый день мы принимаем решения, совершаем выбор. Купить товар подороже, потому что его рекламируют, или сэкономить, но приобрести проверенный продукт? Пойти с друзьями в кино с нелюбимым актером или провести это время с семьей? Найти оптимальное решение, не допустить глобальных ошибок или быстро их исправить – в этом заключается особенность критического мышления.
Как критическое мышление помогает в работе
Критическое мышление может помочь как принимать решения, так и аргументировать свою позицию, когда они уже приняты. Мы поговорили с выпускниками курса «Критическое мышление: анализ информации, аргументация и принятие решений» о том, чем новый навык пригодился лично им.
Анастасия Орлова, отучилась на курсе в Практикуме и провела самый короткий звонок в Zoom со своей командой
«Мне кажется, что критическое мышление позволяет быть более гибким, аккуратным и точным в принятии решений, восприятии информации — и вообще в жизни. Люди, которым недостаёт этого навыка, могут топтаться на месте, живя по шаблону и заходя в тупик в любой нестандартной ситуации. А критическое мышление как раз помогает фильтровать получаемую информацию и адаптироваться к новым условиям, грамотно оценивать их.
Случай из жизни: по профессии я дизайнер интерфейсов, и работаю в команде с другими дизайнерами, разработчиками, аналитиками и менеджерами. На одном проекте мы с менеджерами и аналитиками собрались решить, как нам переделать интерфейс так, чтобы он стал понятнее для пользователей. Я спросила собравшихся: «Может ли кто-то озвучить конкретную проблему, которую мы сейчас решаем, и на основании каких данных кто-то решил, что это проблема?».
Оказалось, что интерфейс показался неудачным только одному члену команды — и это было ничем не подкреплённое мнение. Поэтому мы все дружно отправили этого человека собирать реальные данные и метрики, на основе которых мы сможем делать выводы. Это был самый короткий созвон в истории команды! Если бы этого не произошло, то мы бы могли потратить много времени и сил на решение несуществующей проблемы.
Когда я столкнулась с этой ситуацией, я вспомнила, что на курсе учили формулировать чёткую проблему, а не абстрактную. Но стараюсь внедрять в работу инструменты, которые проходили на курсе, например, 48 вопросов и метод «Шесть шляп мышления».
Пока это сложно, но уверена, что постепенно доведу это до автоматизма.»
Никита Радченко, закончил курс по критическому мышлению и сумел провести переговоры о повышении
«Это было как занятия в тренажёрном зале — после тренировок выматываешься, мышцы болят. С навыками мышления точно так же. Занятия были такими насыщенными, что после них мне нужен был отдых.
Для меня важной темой была аргументация, мне хотелось научиться лучше доносить свои решения до команды, заказчиков и инвесторов. Когда мы разбирали эту тему, куратор спросил, где хотим применить новые навыки
Я пошутил, что попробую выбить себе повышение. В итоге, провёл переговоры, но новые условия меня не устроили. Лучшим решением оказалась смена работы, и я стал рассылать резюме. В одной компании меня просто разнесли, но я смог отделить эмоции от полезных замечаний — это помогло мне найти ту работу, которую я и хотел.
По-моему, нужно развивать критическое мышление, чтобы выжить в современном мире. После курса у меня поменялось отношение к людям, я стал замечать логические ошибки, манипуляции, начал понимать, как устроена реклама и маркетинг. Всё это помогает мне и в работе, и в отношениях.»
Признаки
Какие навыки и способности указывают на наличие критического мышления:
- наблюдательность, детализация;
- способность к интерпретации, анализу, синтезу, сравнению, обобщению, выведению заключений, оцениванию;
- логика;
- метазнание, высокий интеллект, широкий кругозор;
- точность, ясность и глубина мыслей и суждений;
- творческое воображение, креативность, ценностные установки, эмоциональность;
- рефлексия;
- коммуникативность;
- самостоятельность;
- мобильность;
- толерантность.
На что способен человек, обладающий критическим мышлением:
устанавливать причинно-следственные связи;
определять важность информации, отсеивать второстепенные детали;
признавать и уважать другие мнения;
оценивать;
аргументировать;
брать ответственность за свой выбор;
выявлять несоответствия и ошибки, открыто, но деликатно указывать на них;
последовательно и планомерно решать проблемы.
Неудивительно, что современные работодатели стремятся заполучить себе таких сотрудников. Ведь они умеют работать с информацией, быстро генерируют идеи и способны разрешить самую проблемную ситуацию. Однако нужно иметь в виду, что они могут совершенно объективно оценивать и действия начальства (с точки зрения закона, профессионализма, гуманности). Так что с ними не всегда будет легко, придётся держать ухо востро и соответствовать занимаемому посту.
Диагностика
Небольшой тест на критическое мышление позволит выяснить, насколько оно у вас развито. Ответьте на вопросы и подсчитайте количество получившихся баллов.
Интерпретация ответов:
- 36-48 — высокий уровень развития;
- 24-35 — нормальный уровень развития, нужно тренировать больше, это не предел;
- 10-23 — низкий уровень развития, нужно срочно предпринимать меры;
- 0-9 — отсутствие критического мышления.
Если по итогам теста вы попали в последнюю группу, не стоит отчаиваться. Скорее всего, это всего лишь упущение той системы образований, в которой вам пришлось учиться. Всё возможно исправить. Сейчас есть множество онлайн-курсов и интернет-школ, предлагающих занятия, направленные на развитие критического мышления.
«Навыки критического мышления для успеха в университете» от Сиднейского университета
Длительность: 6 недель.
Формат обучения: видеоуроки + текстовые уроки + тесты (на английском языке).
Программа:
- Введение в критическое мышление в академической культуре — 7 видео.
- Критическое мышление в академическом контексте — 7 видео.
- Логика и рассуждение — 6 видео.
- Аргументация — 10 видео.
- Демонстрация критического мышления — 6 видео.
- Суммативное присвоение — 4 текстовых урока.
Что узнаете: благодаря прохождению курса можно научиться использовать критическое мышление и аргументацию для улучшения академических результатов, понять важность и функции критического мышления в этой среде, научиться определять типы аргументов, выявлять манипуляции и предвзятость, использовать доказательства и т. д
Об авторах:
- Кэтрин Олстон — заместитель директора по цифровому обучению в Центре преподавания английского языка Сиднейского университета.
- Люк Александр — инструктор по академической грамотности и инструктор по обучению MOOC в Центре преподавания английского языка Сиднейского университета.
Где может пригодиться критическое мышление?
Везде. Это не преувеличение: умение критически мыслить может пригодиться в любой сфере нашей жизни — как детям и подросткам, так и взрослым.
Человек, который обладает критическим мышлением, способен:
понимать логические и причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями;
быстро анализировать суждения окружающих и оценивать их;
грамотно конструировать собственные аргументы и доносить их до окружающих;
замечать нестыковки, несоответствия и обыденные ошибки в логике и аргументации;
отмечать важность и релевантность идей общему контексту;
рефлексивно оценивать собственные мнения и верования.