Как научиться лучше запоминать информацию: эффективные мнемотехники и советы психологов

Как быстро запомнить информацию

Первое, что пришло мне в голову, когда я начинал писать эту статью — это то, как я запоминал стихи перед школьными уроками по литературе. Я несколько раз читал стих перед уроком и повторял раз за разом каждое четверостишье. Это почти всегда позволяло мне рассказать произведение на уроке, а потом через несколько минут благополучно забыть его, как страшный сон. Сейчас я не вспомню ни одного стиха из школьной программы, потому что мой метод был ориентирован на краткосрочную память.

Противоположный пример — это то, как мы учим таблицу умножения. Мне говорили «Ты должен ее запомнить так, чтобы мог пересказать, даже если тебя разбудят посреди ночи«. Тут уже речь идет о прочном закреплении информации в долгосрочной памяти методом многократного повторения и постоянного использования этих знаний.

Итак, как научиться быстро запоминать информацию?

1. Успокойтесь

Если вам нужно запомнить что-то сложное, постарайтесь найти спокойное место и освободить свой разум от беспорядочных мыслей. Так вы снизите давление потока данных на мозг и поможете ему усвоить то, что вам нужно запомнить. Хотя, некоторым людям удается сконцентрироваться в любой обстановке (такой способности можно действительно позавидовать).

Ученые из Университета Базеля (Швеция) рекомендуют выпить чашку зеленого чая. Доказано, что он содержит вещества, блокирующие токсины и заставляющие мозг работать лучше.

2. Запишите

Вместо того, чтобы просто скопировать нужную информацию на ноутбук, запишите или напечатайте ее сами. Если хорошо воспринимаете информацию на слух, надиктуйте ее на диктофон.

Как показывает практика, тесное взаимодействие с данными поможет запомнить их быстрее, чем простой просмотр.

3. Повторяйте

Куда без этого? Повторение — мать сами знаете чего. Поэтому нужно повторять информацию. А потом, когда вы уже достаточно раз повторили, повторить снова.

А чтобы все не забыть, как я стихи в школе, через определенное время нужно снова повторить. Например, выучили вечером — обязательно повторите утром. Потом сделайте перерыв и снова повторите. Если сроки не поджимают, попытайтесь воспроизвести все по памяти через день. Это точно покажет вашему мозгу, что информация вам необходима, и она прочнее закрепится в виде нейронных связей.

Можно выйти прогуляться, повторяя в голове то, что вы хотите запомнить. Смена декораций окажет положительный эффект на процесс запоминания, потому что информация не будет у вас ассоциироваться только с вашей комнатой.

4. Поймите

Намного легче запомнить то, что вы понимаете, потому что так новые нейронные связи взаимодействуют с уже имеющимися. Чтобы вам не пришлось запоминать случайный набор слов и цифр, попробуйте глубже вникнуть в тему.

Например, формулу второго закона Ньютона F=ma запомнить гораздо легче, если вникнуть в следующее:

  • F — сила, прикладываемая к точке;
  • m — масса точки;
  • a — ускорение.

Иначе говоря, чем тяжелее камень, тем больше нужно приложить сил, чтобы его кинуть. Просто, не так ли?

5. Ассоциируйте

Ассоциации — это еще один способ задействовать уже имеющиеся нейронные связи. Но в этом случае не обязательно связывать вещи логически, тут в дело идет фантазия.

Чем более нелепой и необычной вам покажется ассоциация, тем глубже она врежется в память

Также важно визуально представить себе то, что вы нафантазировали

Например, вам нужно запомнить адрес «Пушкина, 122«. Пушкин — он был такой всего 1, у него 2 бакенбарда и я получил 2 балла, не успев выучить его стих за перемену. Пример так себе, но подобным образом вы можете привязать любую новую информацию к тому, что уже знаете, и запомнить.

Ассоциации

Этот способ похож на предыдущий. Как быстрее запоминать информацию? Придумывать ассоциации! Это такие группы образов, которые кодируют информацию. В них всегда есть основа и наложенные элементы.

Ассоциации даже искать не нужно, поскольку они нас окружают. В телефонных номерах – дни рождения, которые надо запомнить. В памятных датах – номера домов, адреса друзей. И, конечно же, слова — главный помощник каждого из нас.

Как быстро запомнить спектральные классы звёзд? Они обозначаются буквами, причем далеко не в алфавитном порядке — O, B, A, F, G, K, M. Если немного поразмыслить, то можно придумать забавную ассоциацию, сочинив на каждую букву по слову, и объединив их в смысловое предложение: «Один Белобрысый Американец Финики Жевал, Как Морковь». И по такой схеме можно запомнить практически всё – начиная датами, заканчивая формулами.

Каша в голове: за что критикуют интерливинг

Было бы странно, если бы у этого подхода не появились и противники. Конечно, они есть.

«Интерливинг в лабораторных условиях показывает значительный эффект в том, что касается эффективного запоминания, и у меня, безусловно, нет никаких замечаний к этому конкретному исследованию, — упомянутый „Тампский эксперимент“ психолог из Виргинского университета Дэниел Уиллингем. — Я гораздо больше обеспокоен тем, как эти лабораторные техники будут сочетаться со всеми другими составляющими работы в классе: разной динамикой, разными детьми, разными учебными стилями. Например, какой-то процент учителей скажет: „Это не сочетается с тем, как я преподаю математику“. Точка».

Кроме того, когда темы подаются блоками, преподавателю проще планировать учебную программу. Поэтому блокинг остаётся доминирующим не только в школах, но и на курсах дополнительного образования, и при других формах обучения, в Scientific American.

Примечание

Это же издание и на один важный недостаток интерливинга с точки зрения учеников. Поскольку темы в интерливинге чередуются, учебный процесс ощущается как более растянутый, постепенный: быстро покончить с одним блоком информации и поставить галочку в чек-листе не получится. К тому же такое обучение, как уже упоминалось, требует от учеников постоянной концентрации, а значит, и больших усилий.

Ещё одна проблема интерливинга — его неправильное применение. Британский преподаватель Марк Энсер, возглавляющий факультет географии в Хитфилдском общественном колледже, поделился такой историей. Один из его знакомых учителей услышал на курсах совет о внедрении интерливинга в учебный план. Вместо того чтобы рассказать ученикам о тектонике в рамках одного блока, а затем перейти к другой теме, предлагалось провести урок по тектонике, на котором советовали также рассказать о реках и урбанизации.

С помощью какой техники лучше всего запоминать?

Специалисты выделяют несколько самых удобных методик для запоминания:

1. Придумайте к слову рифму, а к дате или словосочетанию синоним. Чем проще и глупее будет синоним, тем лучше вы сможете запомнить информацию. Еще один важный совет — выбирать популярный синоним, который употребляете в повседневной речи. Таким образом вы сможете вспоминать о тексте чаще.

2. Из 3 первых букв создайте новую фразу. Если вам необходимо запомнить предложение, то возьмите из него первую букву у каждого слова и придумайте новое слово/словосочетание/предложение.

3. Постарайтесь связать полученную информацию с каким-то важным событием в вашей жизни или с повседневным бытом. К примеру, если на лекции преподаватель говорит полезный, но плохо запоминающийся материал, а в это же время у однокурсника несколько раз упала ручка или пенал, то свяжите 2 события в одно. Когда вы будете вспоминать материал, то перед глазами появится картинка, а в памяти отразится суть лекции.

4. Зацепка. Чтобы запомнить какую-либо дату, нужно представить ее цифры в виде животных. Развивайте сюжетную картинку и запомнить событие станет проще простого!

5. Техника Цицерона. Если человек занимается изучением иностранного языка, то это лучший способ запомнить материал. Проговаривайте вслух слова в определенной комнате (спальне, кухне, гостиной) и на момент сдачи постарайтесь оказаться в этой комнате в памяти, будто в ней вы и находитесь. Можно двигаться, рассматривать книги и открывать их. Вскоре память самостоятельно начнет воспроизводить слова.

Данные методики могут вызвать улыбку на вашем лице, но они очень эффективны и удобны для запоминания информации!

Подключение аудиальной, слуховой памяти

По мнению физиологов, аудиальный тип памяти – мощный инструмент запоминания. Психологи считают, что слуховая память развивается легче, чем зрительная и двигательная. Использование этого инструмента увеличивает возможности запоминания. Чтобы задействовать слуховую память, рекомендуют не только писать, но и читать те же шпаргалки. Повторение информации вслух перед экзаменом увеличивает шансы на благоприятный исход дела.

Основной метод использования слуховой памяти – запись информации на диктофон и ее прослушивание. К примеру, вы можете записывать лекции, читаемые преподавателем, или самостоятельно читать материал с записью на диктофон. Регулярное прослушивание информации обеспечивает прочное запоминание. Одно время существовала теория, что если слушать информацию во сне, то она хорошо запоминается, однако ученые поставили под сомнение применение этого метода.

Специфика запоминания текста на английском языке

Процесс запоминания иностранных текстов намного сложнее и требует больше времени. Для того чтобы быстро запомнить текст на английском, можно записать его на аудиоплеер и прослушивать его, занимаясь обычными делами, при поездках в городском транспорте.

При этом важно не просто слушать материал, но и вдумываться, анализировать и выделять важные моменты. Также текст быстрей запомнится, если вы будете описывать сюжет при помощи рисунков и пояснений к тексту

Важным фактором является время суток, когда вы запоминаете материал. Оптимальным временем для запоминания является четыре часа до засыпания и четыре часа после подъема.

Запоминать тексты без понимания их смысла намного труднее и дольше. Материал на английском следует пересказывать своими словами, а не воспроизводить слово в слово. Старайтесь запоминать частями, вникать в суть и проводить параллели содержания и вашей жизни.

Структурирование информации

Всем известная техника, заключающаяся в том, что информация делится на части для более глубокого изучения и максимально продуктивного запоминания

При этом важно грамотно структурировать материал, сгруппировав блоки по темам и подтемам.. Приведем небольшую аналогию

Если нам необходимо перенести груз весом в 100 кг, у нас есть два варианта:

Приведем небольшую аналогию. Если нам необходимо перенести груз весом в 100 кг, у нас есть два варианта:

  • сэкономить время и перенести в один заход все 100 кг, но при этом надорвать спину, уронить что-либо и повредить ценный груз;
  • разбить 100 кг на равные части и сделать 5 – 10 заходов, потратить на это чуть больше времени, но остаться здоровым и обеспечить целостность и сохранность того, что мы переносим.

Так же и с информацией: лучше разбить ее на части, чем попытаться зазубрить все и сразу, но при этом ничего не понять и не запомнить важных деталей.

Именно так мы учили стихи: сначала одно четверостишье, затем другое, а после объединяли обе части в одно целое.

И еще несколько простых советов, которые помогут быстро запомнить новую информацию:

  1. Делайте перерыв каждые 20 минут, ведь мозгу тоже необходим отдых. Ударные темпы освоения материала в итоге приведут к тому, что Вы забудете даже то, что знали до этого.
  2. Не отвлекайтесь на посторонние дела. Выделите 2 часа свободного времени исключительно на изучение информации, а вот в перерыве можете выпить чаю или послушать спокойную расслабляющую музыку.
  3. Помните о том, что мозг наиболее активно работает в период с 8 до 10 утра и с 8 до 11 вечера. К тому же во время сна активно осуществляется синтез информации. Вот почему повторяемый перед сном материал запоминается лучше, а вовсе не потому, что мы кладем книгу под подушку.
  4. Ходите: это усилит кровообращение и обогатит мозг кислородом, что положительно скажется на процессе запоминания.
  5. Не тратьте силы на обучение, если плохо себя чувствуете, или у Вас болит голова. Вы все равно ничего не запомните, сколько бы ни учили.
  6. Если Вы устали, поспите. Даже получасовой сон повышает эффективность запоминания материала в 2 – 3 раза.
  7. Не откладывайте на завтра то, что можете сделать сегодня. Грамотно распределите время, чтобы ежедневно осваивать равное количество информации, а не в ночь перед экзаменом стараться прыгнуть выше головы.

Использование мнемотехник

Вообще ассоциативные связи, являющиеся основой мнемотехник, это мощное подспорье при запоминании информации:

  1. Применяйте мнемонические фразы: все мы с детства помним цвета радуги и их расположение благодаря выражению «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
  2. Рифмуйте информацию , которую Вам тяжело запомнить.
  3. Помогает овладеть новым материалом его напевание (вспомните, как в детстве мы учили нараспев стихи). Аудиальные ассоциации многим из нас помогли выучить английский алфавит со знаменитой песенкой «ABC song». И вообще: если Вы легче запоминаете информацию на слух, просто записывайте ее на диктофон или любой другой гаджет. К тому же это очень удобно, ведь повторить материал Вы можете всегда и везде – в транспорте или на пробежке.
  4. Визуализируйте: чертите схемы, диаграммы, графики, создавайте целые картины, пусть даже понятны они будут только Вам, причем не только на бумаге, но и в своем воображении.

Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

Развитие зрительной памяти

Человеческий мозг улавливает смысл увиденного глазами практически с первого раза. Некоторым людям необязательно останавливаться на каждом прочитанном слове. Им достаточно лишь скользить по тексту глазами. Подобная модель значительно ускоряет процесс чтения материала.

Приемы зрительной памяти активно используют в учебных заведениях. Большая часть информации отображается на классной доске.

Существуют методики по развитию периферийного зрения. Умение читать страницу целиком позволить существенно сокращать время при изучении больших объемов информации. Полезные тренажеры можно найти по адресу – https://brainapps.ru/. Онлайн сервис предлагает пользователям развивать память при помощи игр. Большинство тренажеров предоставляется бесплатно. Однако чтобы пройти курс по скорочтению или получить доступ ко всем тренажерам придется купить премиум аккаунт. Если ежедневно уделять упражнениям по 10–15 минут, то уже через две недели можно будет увидеть изменения.

Как быстро выучить иностранный язык

Если вас интересует как быстро выучить английский язык или любой другой иностранный язык, то смотрите это видео. Николай Ягодкин рассказывает технику запоминания 100 иностранных слов за 1 час.

Прежде всего, физиологи рекомендуют читать книги на выбранном вами языке, прослушивать аудио записи, слушать песни. Отличный способ – просмотр фильмов с субтитрами на русском языке.

Во-вторых, найдите собеседника, который отлично владеет иностранным языком, общайтесь с ним на выбранном языке. Если есть возможность, чаще общайтесь с иностранцами.

Хорошая методика, которая поможет овладеть иностранным языком, называется «Мысленные повторения».

Суть этой методики заключается в повторении материала через определенный промежуток времени. Составьте график повторений и соблюдайте его. Большие перерывы между повторениями не дадут положительного результата.

  1. После полученной информации повторите ее через 1 час.
  2. Повторите через 3 часа.
  3. Третье повторение перенесите на другой день. Повторять можно в любое время.
  4. Постепенно увеличивайте число повторений, сокращая перерывы.
  5. Не делайте больших перерывов между повторением материала.

Уважаемые друзья, резюмируя сказанное, остается добавить — постарайтесь использовать память для достижения своих целей в жизни. Находите верные приемы, чтобы память стала вам настоящим помощником.

Когнитивные карты

Чтобы запомнить учебный материал, необходимо его понимать. Зубрежка не приведет к результату. Максимум, что вы можете получить, — миллион разрозненных фактов в кратковременной памяти. Спустя месяц вы будете смотреть на конспекты, будто видите их впервые.

Многие преподаватели прямо на лекциях объясняют материал, структурируя его в специальную схему, которую называют когнитивной картой (иногда используют термины «ментальная карта», «интеллект-карта», «ассоциативная карта»). Любую главу или целую тему можно представить в виде логически взаимосвязанных терминов, дат, персоналий, причинно-следственных связей по принципу «ЧТО? КТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ?»

Важно находить и фиксировать эти узловые моменты, тогда вы сможете воспроизвести суть любого вопроса по любому предмету. 

Некоторые студенты зарисовывают материал, обозначают ключевые тезисы не текстом, а рисунками, символами, работают с собственными ассоциациями. Главное — создать четкую и понятную лично для вас карту, взглянув на которую, вы сразу сможете выстроить логику ответа на экзамене.

Чтобы создать такую карту на отдельную тему, необходимо:

  • выделить ключевые тезисы (о чем идет речь в главе или разделе);
  • разделить каждый тезис на более мелкие смысловые блоки (например, исторические периоды становления предмета анализа);
  • выделить в каждом смысловом блоке ключевые данные (даты, персоналии, формулы, определения — в зависимости от того, с каким предметом работаете);
  • обозначить (в прямом смысле слова — выделить цветным маркером) причинно-следственные связи между тематическими блоками или отдельными понятиями, датами и т.д.

Время для повторения

Перехитрить собственную память и не забывать информацию можно только при системном подходе. На повторение изученного материала необходимо выделять время. А лучше вести дневник повторений. 

Обучение в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» оптимизирует нагрузки и высвобождает время для более качественного изучения материала. Самостоятельно или с помощью куратора вы сможете выстроить расписание так, что в нём будет время и на занятия, и на повторение. 

Уроки в «Домашней школе Фоксфорда» ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других вузов. Занятия можно посещать онлайн или просматривать в записи. Последнее очень удобно для составления карточек. Ещё один плюс — домашние задания «Фоксфорда». Каждое из них представляет собой мини-тест. Их выполнение сразу после урока способствует лучшему пониманию и запоминанию темы вопреки кривой забывания Эббингауза.   

8 приложений для прокачки памяти

Часто всевозможные программы для улучшения памяти поддаются критике. Однако факт остается фактом: они действительно помогают нам развиваться, влияют на мышление и процессы запоминания.

ТОП-8 приложений для улучшения памяти:

  1. Викиум – онлайн-тренажер памяти;
  2. Memory Trainer – множество логических задачек, требующих концентрации внимания;
  3. Brain+ – комплекс мини-игр, которые помогут прокачать ваш мозг;
  4. Таблица Шульте – один из наиболее популярных классических тренажеров;
  5. PEAK – помимо тренировки памяти при помощи карточек здесь собрано множество различных головоломок;
  6. Elevate – отличный комплекс упражнений для тренировки мозга;
  7. Lumosity – это приложение помогает не только тренировать память, но и повышать скорость вашей реакции;
  8. МатематУМ – упражнения для развития мышления, повышения скорости реакции и улучшения концентрации внимания.

Перечень нельзя назвать исчерпывающим: для скачивания доступно множество приложений, помогающих прокачать память и улучшить мыслительные процессы

Важно найти интеллектуальный тренажер (один или несколько), который будет удобен именно вам

Резюме

Как быстро запомнить большой объем информации? Обеспечить ее дозированное изучение, грамотное повторение или ассоциирование с уже накопленными знаниями

Помимо этого важно учитывать рекомендации экспертов и применять все доступные психологические трюки. Не забывайте об отдыхе: без него эффективность изучения существенно снижается

Высыпайтесь даже в ночь перед экзаменом. В противном случае, даже самая эффективная методика обучения не даст результатов.

Кривая забывания Эббингауза

Ка быстро проходит процесс забывания? На это вопрос ответил немецкий психолог Г. Герман Эббингауз. В конце 19 века он поставил серию экспериментов над своей памятью, он проверял, что запомнил из текста через различные временные промежутки. Два года он запоминал бессмысленный набор слогов, а результаты записывал в тетрадь. После того как он собрал все данные из своих разрозненных учебных занятий, он нанес их на график, который выглядел примерно так. По сути, это простая логарифмическая функция описывающие исчезновение информации из нашего мозга.

График показывает, что когда вы впервые что-то изучаете, информация исчезает с экспоненциальной скоростью, то есть вы теряете большую ее часть в первые пару дней. После чего уровень потерь уменьшается. Он просто зафиксировал как быстро мы забываем. И установил, что скорость забывания уменьшается после каждого повторения.В зависимости от когнитивных функций вашего мозга кривая Эббингауза может быть немного сдвинута. Но суть ее остается прежней.

Только что заученная информация забывается быстрее всего, через час-два из головы исчезает примерно половина, а через 10 часов – 65%. Через месяц мы помним только 20% прочитанной информации. Но если повторить в течении часа, а потом через сутки, то память задержит эту информацию намного дольше.

Позднее эту проблему пытался решить Петр Возняк разработав систему запоминания SuperMemo(от Super Memory).

Интервальные повторения

Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.

Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

  • первое – спустя 20 минут после заучивания;
  • второе – спустя 6 – 8 часов;
  • третье – через сутки.

Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.

Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

  • первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
  • второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
  • третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).

В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.

Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

Основательный подход

Есть люди, которых не интересует, как быстро запомнить большой объем информации

Им важно, чтобы те или иные данные надолго сохранились на их внутреннем «жёстком диске»

Для этого необходимо использовать комбинированную технику быстрого и детализированного чтения. Итак, сначала – детальное ознакомление с материалом. Кто-то читает 2-3 страницы, чтобы понять, с чем он имеет дело. Другие выхватывают текст с разных частей книги (конспекта или иного источника информации). Впрочем, это уже индивидуальный вопрос. Смысл поверхностного чтения – не запоминать текст, а знакомиться с ним.

А вот потом наступает время детализированного метода. Он подразумевает медленное, вдумчивое прочтение всей имеющейся информации и её параллельный разбор. Можно выделять сложные слова или интересные фразы, перечитывать то, что не удалось понять с первого раза.

Параллельно желательно делать заметки и даже зарисовки. А ещё говорить с собой. Рассуждать вслух очень полезно, поскольку задействуется слуховая, вербальная и визуальная память. К тому же сильнее активируется внимательность, ведь чтение вслух невозможно без концентрации.

Игра в ассоциации: чем объясняют пользу интерливинга

Преимущества интерливинга со ссылками на научные работы научно-популярный журнал Scientific American. Авторы одной из упоминаемых работ предполагают, что интерливинг оказывает благоприятный эффект на обучение из-за того, что он требует постоянной концентрации и повышает способность к различению сходных концепций. При блочном обучении такие различия стираются: например, ученики могут путать слово «иллюзия» с «аллюзией» или выбирать из двух похожих стратегий для решения математической задачи неправильную. Интерливинг же лишён этого недостатка, поскольку в нём более заметны различия между идущими друг за другом идеями и задачами.

Упражнения по мнемотехнике

Попробуйте потренировать свою память, используя описанные выше приемы для разных задач.

  1. Запомните номер телефона информационно-справочной службы Администрации Президента 8 (495) 606-36-02 с помощью цифро-буквенного кода: 0 — Н; 1 — Р; 2 — Д; 3 — Т; 4 — Ч; 5 — П; 6 — Ш; 7 — С; 8 — В; 9 — М. Разбейте номер на пары цифр, присвойте каждой из них буквы, составьте из них слова и соедините их в цельное предложение. Затем попробуйте воспроизвести последовательность, опираясь только на получившийся текст и код.

  2. Выучите пять английских слов, подобрав к ним созвучные русские и связав их с запоминающимся образом. Beam — луч, plethora — множество, posterity — потомство, velocity — скорость, marvelous — изумительный.

  3. Придумайте запоминающуюся историю, которая поможет удержать в голове список дел:

На следующий день вспомните придуманный рассказ и восстановите по нему список задач.

  1. Выучите три даты, используя систему Шед: год взятия Бастилии — 1789, год начала Первого крестового похода — 1096, год основания Дублина — 841. Придумайте фразы, в которых слова по количеству букв равны конкретным цифрам в каждом числе. Запомните эти ассоциации, а спустя некоторое время воспроизведите даты по ним.

  2. Запомните четыре пары «имя — фамилия», подобрав к ним яркие ассоциации: Борис Вишневский, Юрий Буров, Надежда Загордан, Николай Бондаренко. Сохраните в голове получившиеся образы и через несколько часов попробуйте по ним восстановить имена и фамилии.

Как всё устроено

Комплекс психологических функций, включающий запоминание, накопление, хранение и забывание информации, навыков, умений, называется памятью.

Способность считают основным познавательным процессом, поэтому ее изучение привлекает исследователей. Центр памяти до сих пор не найден, информация хранится в закодированном виде в синапсах нейронов во всех отделах головного мозга. Воспоминания «обрабатываются» в ходе химических реакций и локализуется в разных мозговых отделах.

Поступление информации обеспечивают органы чувств:

  • зрение – человек видит объект, действие, закрыв глаза, может «воспроизвести» в памяти увиденное;
  • обоняние – запахи вызывают ассоциацию с различными образами;
  • осязание – тактильная чувствительность позволяет «рисовать» в воображении предметы;
  • слух – один из основных источников поступления знаний;
  • вкус – вкусовые ощущения вызывают желание или отвращение, чаще всего к пище.

Учитывая способ запоминания, различают зрительную, вкусовую,
слуховую, тактильную, обонятельную память. Существуют и другие разновидности:

  • вербальная – способность запоминать отдельные
    слова;
  • семантическая – произвольное запоминание событий
    и действий;
  • моторная – это мышечная память (человек помнит
    движения, например, умение кататься на велосипеде и другие навыки);
  • эмоциональная – приятные или неприятные
    воспоминания, связанные с чувствами.

Однако эту классификацию можно считать условной, память – это единое целое, все ее разновидности пересекаются между собой.

Разделение на виды поможет лучше понять механизм, помогающий быстро запоминать информацию.

Как быстро выучить большой объем информации за 1 день. Повторение с интервалом.

Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания. Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник. Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг. Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

Результаты эксперимента

Оказалось, что в процессе письма активность мозга увеличивается, за счёт чего улучшается способность к запоминанию. Вопреки распространённому мнению о том, что гаджеты повышают эффективность, те, кто записывал информацию на бумаге, выполняли задание примерно на 25% быстрее, чем те, кто пользовался планшетами или смартфонами.

По мнению исследователей, всё дело в пространственных и тактильных отличиях бумаги от планшета и смартфона. Проще говоря, бумага — это более осязаемое постоянство. Кроме того, мы нередко делаем разные пометки при письме. А ещё при прокрутке страницы на планшете текст быстро исчезает из поля зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector