Что такое когнитивные способности и как их развить
Содержание:
- Как происходит лечение деменции в клинике Рассвет?
- Общие рекомендации для развития когнитивных способностей
- Другие тесты автора Давайте пройдем тесты
- Измерение и тренировка когнитивной гибкости
- Кое-что интересное или мозг под микроскопом
- Возможные последствия нарушений развития у детей
- Тренажеры для развития когнитивных способностей
- Методы
- Разновидности когнитивного мышления
- Когнитивные функции и процессы
- Что такое когнитивные функции, и что к ним относится
- Диагностика деменции
- Основные концепции
- Когнитивное мышление: варианты развития
- Когнитивное мышление
Как происходит лечение деменции в клинике Рассвет?
В клинике Рассвет приветствуется мультидисциплинарный подход к данной проблеме. Тщательный осмотр врачом, длительная беседа, тестирование по ряду шкал и совместная работа невролога и психиатра помогают поставить верный диагноз, а дополнительные обследования позволяют выявить конкретную причину когнитивного снижения. Именно это помогает разработать дальнейшую эффективную тактику лечения и реабилитации.
Медикаментозная терапия деменции может снизить темп прогрессирования заболевания и продлить жизнь пациенту. Принципиальное значение в лечении деменции — особенно на этапе умеренных когнитивных нарушений — также имеет активное освоение новых навыков, постоянная тренировка памяти (когнитивное стимулирование) и эмоциональная поддержка близких.
Общие рекомендации для развития когнитивных способностей
Мы рассмотрели каждую когнитивную функцию в отдельности. Теперь давайте поговорим об универсальных способах их развития.
Прежде чем вы начнете активно заниматься умственной прокачкой, советую пройти тесты на оценку когнитивных способностей. Так вы сможете отслеживать прогресс.
Правильное питание
В основе всех когнитивных функций, несмотря на их нематериальную природу, лежат органические процессы. Для бесперебойной работы мозгу требуются все необходимые питательные вещества. Их недостаток может привести к сбоям, снижению работоспособности, повышению количества ошибок.
Позаботьтесь о том, чтобы ваш рацион был сбалансирован и богат витаминами и минералами. Следите за соотношением белков, жиров и углеводов. Не злоупотребляйте жирной, сладкой, мучной пищей.
Добавьте в рацион продукты, которые благотворно влияют на умственную деятельность:
- красную рыбу и морепродукты;
- грецкие орехи, семечки;
- зелень: укроп, петрушку, листья салата, шпинат;
- горький шоколад;
- яйца.
Полноценный здоровый сон
Мозг страдает от недосыпа сильнее других органов и систем. Качество работы всех его функций ухудшается. Поэтому не стоит пренебрегать этим жизненно важным занятием.
Оказывается, спать тоже нужно уметь правильно. Вот вам несколько советов, которые помогут наладить режим и качество сна:
- Спите по 7–9 часов в сутки.
- Ложитесь спать не позже 22.00.
- За 2 часа до сна исключите физические нагрузки, обильную пищу, телевизор и компьютерные игры.
- Правильно организуйте пространство для сна. Комната должна быть хорошо проветренной, аккуратно убранной, без лишних отвлекающих стимулов.
Избавление от вредных привычек
Алкоголь, табак, различные психотропные вещества негативно влияют на весь организм, но мозг страдает в первую очередь. Драгоценные нейроны, на которых держится работа всех когнитивных функций, погибают от воздействия этих веществ. Чем раньше вы сможете отказаться от них, тем больше у вас шансов сохранить ясность ума.
Рекомендации по избавлению от вредных привычек вы можете найти на нашем блоге.
Снижение уровня стресса
От психоэмоционального напряжения страдает вся когнитивная сфера личности. Это обусловлено тем, что при стрессе в мозге формируется доминанта, которая гасит остальные очаги возбуждения
Все внимание забирает на себя стрессовая ситуация
На биохимическом уровне стресс характеризуется выбросом гормонов, отвечающих за мобилизацию организма для борьбы с опасностью. Это очень энергозатратное состояние, которое быстро истощает все резервы.
Вы должны тщательно следить за своей психической гигиеной и стремиться избегать сильных стрессов, если хотите поддерживать когнитивную активность на высоком уровне. В этом вам помогут регулярные медитации, занятия йогой, аутогенная тренировка, позитивное мышление.
О том, как эффективно бороться со стрессом, читайте на блоге iklife.ru.
Информационный детокс
Познавательные способности нашего мозга ограничены. Если вы нагружаете их ненужной информацией, то на нужную может просто не хватить ресурсов. Это настоящая проблема в век развития интернета.
Из смартфонов, планшетов, компьютеров на человека льется непрерывный поток информации, качество которой, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Нам сообщают, что ел на обед наш сосед, в какой больнице брат друга нашей сестры лечит зубы, с кем в очередной раз поругалась Ольга Бузова и т. п. А ведь на усвоение всех этих “знаний” мозг тоже тратит энергию!
Если хотите поддерживать качество своих когнитивных способностей на высоком уровне, придется отказаться от потребления низкосортной информации. Пользуйтесь интернетом только по делу, сведите к минимуму зависание в соцсетях, откажитесь от просмотра телевизора. Это, пожалуй, лучший подарок, который вы можете сделать своему мозгу.
Качественные и разнообразные стимулы
Когда вы расчистите эфир своего мозга от всякого шлака, нужно будет заполнить его полезной и качественной информацией. Порадуйте каждый свой чувственный анализатор. За визуальными стимулами отправляйтесь в картинную галерею, за слуховыми – на концерт классической музыки, за кинестетическими – на природу, за вкусовыми и обонятельными – на дегустацию экспериментальной кухни.
Читайте качественную литературу, приобщайтесь к театру, кинематографу, интересуйтесь наукой, общайтесь с умными и интересными людьми. Тогда у ваших когнитивных способностей всегда будет качественная пища для роста.
Другие тесты автора Давайте пройдем тесты
9 февраля 2021 10105
Проходили 3086 раз
Тест: «Гроза», Островский А. Н.
HTML — код
18 марта 2021 38398
Проходили 17524 раза
Кто ты из My Little Pony? Тест
HTML — код
11 июня 2021 5360
Проходили 1094 раза
Тест: «Я знаю Егора Крида!»
HTML — код
4 апреля 2021 16731
Проходили 2774 раза
Тест по биологии: «Клетка»
HTML — код
25 февраля 2021 1059
Проходили 326 раз
Тест: «Бежин луг», Тургенев И. С.
HTML — код
30 января 2021 4380
Проходили 1138 раз
Тест: Безопасность в сети интернет
HTML — код
3 июня 2021 7406
Проходили 1534 раза
Тест: Пьеса «На дне», Горький М.
HTML — код
5 мая 2021 2833
Проходили 350 раз
Тест по биографии Тургенева И. С.
HTML — код
8 апреля 2021 14458
Проходили 2104 раза
Тест: Какое хобби вам подойдет?
HTML — код
25 марта 2021 22249
Проходили 2592 раза
Тест: «Какой ты покемон?»
HTML — код
27 января 2021 6226
Проходили 1501 раз
Тест: «Дубровский», А.С. Пушкин (6 класс)
HTML — код
15 января 2021 20445
Проходили 4703 раза
Тест на адекватность
HTML — код
28 января 2021 3518
Проходили 660 раз
Тест: Природные зоны России (4 класс)
HTML — код
18 февраля 2021 10351
Проходили 1915 раз
Тест: «Мое будущее. Каким оно будет?»
HTML — код
16 декабря 2020 20916
Проходили 2022 раза
Тест на времена английского языка
HTML — код
7 июля 2021 3217
Проходили 142 раза
Тест по повести «Очарованный странник» Лескова Н. С.
HTML — код
Измерение и тренировка когнитивной гибкости
Она сильно зависит от умственной скорости. Текущие инструменты для его измерения ограничены. Однако доступные инструменты фокусируются на оценке того, насколько быстро человек выполняет последовательность задач. Эти же тесты можно использовать для тренировки когнитивной гибкости.
A-не-B Задача
Задача A-not-B основана на теории когнитивного развития Пиаже. Она используется для проверки когнитивной гибкости у младенцев и детей младшего возраста. Во время теста экспериментатор представляет объект и две локации. Когда ребенок наблюдает, экспериментатор помещает объект в Локацию A, и в течение нескольких испытаний ребенку предлагается найти объект. В отдельном испытании тот же объект скрывается в местоположении B. Дети старше одного года обычно ищут объект в местоположении B в последующих испытаниях, что свидетельствует об удовлетворительной когнитивной гибкости.
Тест Струпа
Наблюдая за набором карточек, участники теста смотрят на цветную карточку с названием этого цвета, написанным чернилами противоречивого цвета. Например, синяя карточка будет написана зеленым цветом. Ожидается, что участники назовут цвет, игнорируя противоречивое название цвета. Тест оценивается по количеству времени, пока участник не придет к правильному ответу и не закончит читать.
Тест сортировки карточек( Висконсинский тест)
Тест сортировки карт Висконсина — это комплексный нейропсихологический тест для детей и взрослых. Участникам выдаются карточки разных цветов, форм и чисел. Им предлагается сортировать свои карты в соответствии со своими предпочтениями. Затем участник получает второй набор карт и получает указание сопоставить эти карты с предыдущими картами, что изменяет их подход. Тест сортировки карт в Висконсине проверяет гибкость познавательных способностей, поскольку измеряет абстрактное мышление, а также способность изменять стратегии решения проблем.
Задача сортировки нескольких классификационных карт
Задача сортировки нескольких классификационных карт включает в себя сортировку карт на основе двух измерений в четыре стопки в матрице. Например, четыре (зеленая собака, красный кролик, зеленый шар и красный велосипед) отсортированы так, что животные находятся в одном вертикальном столбце, а игрушки в другом и одинаковых цветах имеют ряд. Дети младше 7 лет не могут сортировать карточки по двум параметрам одновременно.
Задача сортировки изменения размера карты
Задача сортировки карточек с изменением размеров (DCCS) — это действие, которое проверяет познавательную гибкость детей путем сортировки карточек разных размеров. Первая задача — отсортировать карточки по одному измерению, например по цвету. Он проверяется на способность к стратегическому изменению, так как следующая задача требует сортировки карт по второму измерению. Точное переключение размеров отражает это.
Периодически повторяйте эти тесты и заодно будете тренировать когнитивную гибкость. Прочитайте про развитие когнитивной гибкости.
Кое-что интересное или мозг под микроскопом
Наверно ни для кого не секрет, что каждая функция связана с определенным отделом мозга. И это естественно, ведь каждая отдельная функция имеет свою локализацию в мозгу. Это представляет собой отдельные участки мозга, которые имеют группу нейронов, а они в свою очередь ответственны за определенный вид нервной передачи.
К примеру, познавательные функции находятся в коре мозга. Там выделяются 3 участка:
- Сенсорная – которая обрабатывает сигналы, исходящие из органов чувств.
- Моторная – которая в ответе за двигательные функции разных частей тела человека.
- Ассоциативная – ее можно считать неким посредником, который обеспечивает связь между сенсорным и моторным участками.
За мышление, как логическое, так и абстрактное, за речь, планирование своих движений, отвечают лобные доли коры мозга.
Обработка информации, полученную с помощью зрительных анализаторов, проводится в затылочной доле, в том случае, как в височной доле анализируется информация, полученная из слуховых аппаратов.
Есть более древние зоны мозга, которые помогают обеспечивать основные навыки для выживания человека.
Человеческая память, обоняние и эмоции проявляются благодаря лимбической системе.
Таламус обеспечивает переадресовывание импульсов от разных органов: зрения, слуха, равновесия и тактильных чувств. Гиппокамп помогает запоминать новую информацию.
Осознания собственного »Я», сознание, в адаптации индивида и в чувствах существования – важная роль среднего мозга.
А все отделы тесно связаны между собой и взаимодействуют передачей импульсов нейромедиаторами: серотонинами, дофамином, адреналином, ацетилхолином и т.п. сами эти нейромедиаторы могут тормозить, либо ускорять когнитивные задачи у человека.
Из выше сказанного становится ясно, что всякие нарушения: кровотоки, повреждения мозга или опухоли в том или ином участке, могут вызвать когнитивные расстройства у человека.
Возможные последствия нарушений развития у детей
К каким жизненным проблемам могут привести нарушения когнитивного развитии? В первую очередь — это ухудшение способности к абстрактному мышлению: ребёнок не понимает значения отдельных слов, не может сделать самостоятельное умозаключение, выделить основное из поступающей ему информации. А в современном мире информация — это то, чем мы вынуждены оперировать непрерывно. Со временем у человека начинают проявляться нарушения повседневного поведения из-за сбоев в работе когнитивных функций.
В социальном плане абстрактное мышление отвечает за формирование дружеских и партнёрских связей в будущем: ребёнок должен учиться понимать окружающих людей, свои сходства и отличия от них, чтобы выстраивать коммуникацию и налаживать бытовые связи. Это то, без чего невозможно представить нормальную человеческую жизнь. В крайней форме проблемы когнитивного развития, обусловленные нарушениями в эмоциональной сфере, могут в дальнейшем привести к развитию социопатии.
Все факторы, так или иначе влияющие на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребёнка, можно условно поделить на 2 большие группы: органические и социокультурные. К органическим факторам относятся генетические задатки, которые ребёнок наследует от своих родителей. Разумеется, и эта наследственность не безусловна и во многом зависит от того, как протекала беременность. Непрерывный стресс, вредные привычки матери, недостаток кислорода и питательных веществ и другие потенциально опасные обстоятельства внутриутробного развития ребёнка в дальнейшем могут привести к различным патологиям в его психическом и личностном развитии.
Но не менее важным в формировании здоровой эмоциональной и интеллектуальной конституции ребёнка является его социальное окружение, которое, в первую очередь, характеризуется таким понятием как социоэкономический статус
Хороший социоэкономический статус подразумевает, что в распоряжении родителей есть достаточно времени и средств, чтобы обеспечить своему ребёнку всё необходимое для его благополучного ментального развития — прежде всего, своё внимание
Другой тип проблем, связанных с нарушениями когнитивного развития, — это сужение личностных интересов: когда ребёнок не интересуется ничем, кроме своих базовых, примитивных потребностей. Это значительно сужает социальное окружение ребёнка: он не в состоянии поддерживать отношения с теми людьми, дружба с которыми развивала бы его как личность.
Тренажеры для развития когнитивных способностей
В интернете можно найти множество готовых сервисов для тренировки когнитивных функций. Давайте рассмотрим несколько самых популярных на сегодняшний день.
Викиум
Викиум – крупнейшая платформа для тренировки мозга, снискавшая любовь более 60 миллионов пользователей. На ней вы найдете огромное количество тренажеров для развития когнитивных функций, более десятка обучающих курсов, тесты для диагностики умственных способностей.
Когнитивные способности можно тренировать как по отдельности, так и в комплексе. Платформа подстраивается под ваши индивидуальные особенности и подбирает программу специально для вас.
Месяц занятий на платформе стоит 890 руб., год – 1 790 руб. Неограниченный доступ можно приобрести за 3 990 руб.
CogniFit
CogniFit – платформа для тренировки мозга с серьезной научной базой. Создатели утверждают, что с помощью нее можно не только улучшить работу когнитивных функций, но и вылечить легкие расстройства, такие как СДВГ и бессонницу.
Игры и тренажеры разработаны совместно с нейрофизиологами и многократно протестированы на разных группах населения. Эффективность их научно доказана.
Еще одно преимущество CogniFit – обширная база профессиональных когнитивных тестов. С помощью них можно достоверно оценить свои способности и составить программу развития.
Доступ к тренировочным программам на месяц стоит от 19,99 $ до 29,99 $, на год – от 119,99 $ до 169,99 $. Доступ к тестам приобретается отдельно.
Еще больше вариантов вы найдете в нашей подборке тренажеров для развития мозга.
Методы
Основным методом когнитивистов является замена личностного конструкта. Разработка его принадлежит американскому ученому Дж. Келли и относится к 1955 году, когда новое направление еще не было сформировано. Однако авторский труд во многом стал определяющим для когнитивной психологии.
Кратко личностный конструкт представляет собой сравнительный анализ того, как различные люди воспринимают и интерпретируют внешнюю информацию. Он включает в себя три этапа. На первом пациенту дают определенные инструменты (например, дневник мыслей). Они помогают определить ошибочные суждения и разобраться в причинах этих искажений. Чаще всего, ими являются состояния аффекта. Второй этап носит название эмпирического. Здесь пациент вместе с психотерапевтом отрабатывает приемы по корректному соотношению явлений объективной действительности. Для этого используется формулирование адекватных аргументов за и против, системы преимуществ и недостатков моделей поведения, проведение экспериментов. Заключительным шагом становится оптимальное осознание пациентом своих ответных действий. Это прагматический этап.
Если говорить кратко, когнитивная психология Келли (или теория личности) – это описание той самой понятийной схемы, которая и позволяет человеку осмысливать реальность и формировать определенные модели поведения. Ее успешно подхватил и развил Альберт Бандура. Ученый выявил принципы «научения через наблюдение» в модификации поведения. Сегодня личностный конструкт активно используется специалистами всего мира для изучения депрессивных состояний, фобий пациентов и выявления/коррекции причин их заниженной самооценки. В целом, выбор когнитивного метода зависит от типа психического расстройства поведения. Это могут быть методы децентрации (при социофобии), замены эмоций, смены ролей или целенаправленного повторения.
Разновидности когнитивного мышления
Когнитивные функции развиваются у человека с первых дней жизни. Ребенок получает информацию о том, как пахнет мама, какая еда на вкус, как позвать на помощь. Основные стадии развития делят на три этапа:
- Наглядно-действенный, он свойственен детям от рождения до 3 лет. В этот период дети собирают информацию об окружающем мире любыми доступными способами: пробуют на вкус, запоминают запах и внешний вид предметов. Ребенок в этот период различает функции папы и мамы, знает, перед кем можно устроить скандал и получить свое, а на кого его капризы не действуют.
- Наглядно-образный, он развивается до 7-летнего возраста. Ребенок учится мыслить логически и умеет уже выполнять несложные задачи, опираясь на полученные ранее знания. В этом возрасте осваиваются границы дозволенного, тренируется память, развивается воображение, которое часто родители путают со стремлением обмануть.
- Отвлеченный. Старше 7 лет ребенок уже пробует представлять то, что нельзя потрогать или увидеть, осваивается способность абстрактного мышления.
В период взросления дети посещают различные кружки и дополнительные занятия, родители стремятся научить играть на фортепиано, танцевать вальс, говорить на иностранных языках и хотят, чтобы дети успевали по базовой программе получать высокие баллы.
Но после окончания школы будто все это развитие перестает иметь значение. Дети получают аттестаты и дипломы, становятся взрослыми и ничем больше не интересуются. Мозг перестает развиваться, резко снижается его потенциал, а вместе с ним и когнитивные способности. С возрастом забываются специфичные термины, математические формулы, стираются базовые знания.
Ученые доказали, что если не давать мозгу нагрузку каждый день, распадаются нейронные связи, а значит, ухудшается память и снижается способности мыслить. Появляются когнитивные расстройства.
Когнитивные функции и процессы
Динамические процессы, протекающие в головном мозге, как сознательно, так и в фоновом режиме – все это когнитивные функции. Они позволяют человеку постоянно получать новую информацию, обрабатывать ее в соответствии со своими текущими целями и опытом и выдавать адекватные решения для каждой ситуации.
Мыслительные процессы протекают в совокупности: например, при написании стихотворения человек одновременно использует фантазию, внутреннюю речь, интерпретирует возникающие образы, вспоминает, как пишется то или иное слово. Однако при нарушении одного из таких видов деятельности другие могут поддерживаться в стабильном состоянии.
Исследователи когнитивных процессов описали множество случаев, когда нарушение речи или памяти у пациента не влияло на его способности к письму, логику или возможности усвоения новых знаний.
Анализировать информационную среду, приспосабливаться к условиям окружающего мира, планировать адекватные цели возможно лишь в том случае, если когнитивные функции развиты и находятся в рамках норм. Выявление нарушений позволяет в дальнейшем подвергнуть отдельные процессы коррекции и улучшить качество жизни человека.
Для скрининга функциональных нарушений мыслительно-познавательной сферы применяют специально разработанные методики. Одна из самых распространенных – монреальская шкала оценки когнитивных функций, она позволяет собрать и подвергнуть интерпретации данные по основному спектру психических процессов:
концептуальное мышление;
счет, речь;
внимание и память;
исполнительная деятельность;
концентрация;
ориентирование в пространстве.
Обследование длится всего 10 минут и дает достаточно материала, чтобы оценить уровень развития, скорость и адекватность реакции и другие показатели когнитивных процессов.
Что такое когнитивные функции, и что к ним относится
В буквальном переводе с латыни cognitio — «познание». А когнитивными называют высшие мозговые функции, позволяющие человеку воспринимать, обрабатывать и хранить получаемую информацию. Благодаря этому люди способны взаимодействовать с окружающей средой и обществом.
К этим функциям относят:
Визуальное восприятие. При помощи этой функции человек различает и распознает разные стимулы
Именно это дает возможность осознать, как выглядят окружающие люди и предметы, а также понимать разницу между, например, пультом от телевизора и обувью.
Внимание. Говоря простыми словами, эта функция помогает человеку в реализации мозговой и двигательной активностей
Благодаря ей среди внешних факторов, таких как звуки, запахи и образы, а также внутренних, например, мыслей и эмоций, человек концентрируется на том, что будет для него в данный момент полезно.
Память. Это сложный процесс, который кодирует, хранит и воспроизводит полученные сведения. Он тесно связан со способностью к концентрации внимания, поскольку без этого получить информацию в полном объёме нельзя.
Исполнительные способности. Это тоже можно причислить к когнитивным функциям, поскольку они отвечают за взаимосвязь между фиксацией информации и дальнейшим ее использованием. Такие способности обеспечиваются деятельностью префронтальной коры в головном мозге.
Речь. Эта система коммуникации позволяет людям общаться между собой, а также связано формулировать свои мысли. В обеспечении процесса участвуют различные мозговые отделы, расположенные, по большей части, в левом полушарии.
Иными словами, когнитивные функции мозга помогают воспринимать всё, что окружает человека, составлять об этом свое представление и фиксировать в памяти.
Диагностика деменции
По тяжести симптомов когнитивные нарушения разделяют на:
- умеренные когнитивные нарушения (самообслуживание сохранено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения);
- деменция — легкой, умеренной или тяжелой степени (самообслуживание нарушено, нейропсихологическое тестирование выявляет значимые нарушения).
Некоторые исследователи выделяют стадию мягких (легких или субъективных) когнитивных нарушений (MCI), когда пациент активно предъявляет жалобы на забывчивость, невнимательность, неспособность с чем-то справиться, но при нейропсихологическом тестировании определяются нормативные показатели высших мозговых функций (ВМФ) либо отдельные незначительные затруднения в 1-2 когнитивных сферах, не нарушающие общий когнитивный статус. Подобные состояния могут быть проявлением депрессии, повышенной тревоги, результатом ситуационного переутомления либо первыми доклиническими признаками нейродегенеративного заболевания головного мозга (например болезни Альцгеймера).
При жалобах на снижение памяти клиническое обследование пациентов направлено на:
До визита к неврологу, при наличии у пациента жалоб на память, можно провести ряд обследований:
- ОАК;
- КАМ;
- развернутый биохимический анализ крови (общий белок, креатинин, глюкоза, гликированный (гликозилированный) гемоглобин, билирубин общий и прямой, ферменты печени (АСТ, АЛТ, КФК, ЩФ, ГГТ), общий холестерин, липидный спектр, калий, натрий, кальций, витамин Д, витамин В12, фолиевая кислота, ТТГ);
- МРТ головного мозга без контрастирования на аппарате мощностью не менее 1,5 Тл, с обязательным выполнением коронарных срезов для оценки объема гиппокампов (результаты лучше представлять на диске в формате DICOM);
- ЭКГ;
- УЗДС БЦА.
Также полезно проанализировать такие данные пациента:
- вредные привычки;
- список регулярно принимаемых препаратов;
- список привычных продуктов питания;
- питьевой дневник;
- дневник физической активности, распорядок дня.
Основные концепции
Один из подходов в когнитивной психологии к моделированию работы памяти
Когнитивная психология при построении моделей вводит следующие понятия: оперативная память, долговременная память, восприятие, внимание, язык и прочие метакогнитивные процессы. Цель когнитивной психологии — понять и смоделировать процессы взаимодействия этих сущностей настолько формально, насколько можно, в идеале сформулировав даже алгоритмы работы мозговых функций. Одна из последних процессных концепций — это дуальные процессы обучения.
Одна из последних процессных концепций — это дуальные процессы обучения.
Фактически многие коннективисты рассматривают мозг как детерминированный биокомпьютер, что делает когнитивную психологию смежной наукой с разработкой искусственного интеллекта. Многие алгоритмические модели, такие, как коннективисткая модель и алгоритмы искусственных нейронных сетей, активно используются как в когнитивной психологии, так и разработчиками искусственного интеллекта. Разница с последними заключается в том, что когнитивисты ставят множество опытов на живых людях и пытаются добиться соответствия модели поведению живых людей, а не просто решения алгоритмических задач.
Следует отметить, что когнитивисты не используют какую-то единую общепринятую модель работы мозга, а, как правило, работают в узких специализированных областях, таких, как обучение, запоминание, чтение и т. д. со своими собственными локальными моделями. Причем в рамках одной изучаемой области знаний могут конкурировать отличающиеся модели. Например, в чтении конкурируют модели E-Z Reader и SWIFT. Цель когнитивиста — максимально точно смоделировать алгоритмы работы мозга в данном виде деятельности, а не соответствовать каким-то абстрактным принципам.
Когнитивное мышление: варианты развития
Однако, чтобы развивать когнитивные способности и навыки, необходимо развивать и когнитивное мышление. Для этого стоит постоянно самосовершенствоваться и получать новые знания в разных областях.
Психологи выделяют три вида когнитивного мышления:
- Наглядно-действенное, характерное для малышей в возрасте до трех лет. Познание мира происходит через ручные манипуляции: нужно все потрогать, подержать, помять, поковырять. Только таким способом мозг способен воспринимать информацию.
- Наглядно-образное, проявляется в возрасте до семи лет и характеризуется восприятием мира через образы и зрительное восприятие. В этой стадии становится достаточно видеть некоторые предметы, чтобы определить их назначение.
- Отвлеченное, при нем человек мыслит сложными или несуществующими образами, которые невозможно воспроизвести в памяти.
Улучшать когнитивные навыки можно в любое время, будучи ребенком или взрослым. Все известные советы по развитию когнитивных способностей основываются на рекомендациях по улучшению мозговой деятельности.
Рассмотрим, что может делать взрослый, если хочет развития когнитивных способностей?
- Держать ложку, зубную щетку, карандаш в левой руке (если вы правша и наоборот, если левша).
- Менять маршрут следования на работу, домой, в магазин, в спортзал.
- Выбрать другую программу спортивной тренировки, а не ту, к которой адаптировалась тело и мозг.
- Разгадывать сканворды и кроссворды.
- Изучать иностранные языки.
- Вести здоровый образ жизни, периодически отказываясь от вредных продуктов.
- Вставать раньше.
- Совершать некоторые привычные действия, закрыв или завязав глаза.
В первую очередь, это использование развивающих игрушек и ролевых игр в общении с ребенком:
- игра с пуговицами, бусинками, крупами (строго под наблюдением взрослых во избежание несчастных случаев),
- пальчиковые игры с пословицами и песнями,
- игры во время купания (переливание воды из одной емкости в другую, использование резиновых игрушек),
- рисование красками, фломастерами на разных поверхностях, использование раскраски.
Игры на развитие мелкой моторики положительно влияют на умственное развитие ребенка. Поэтому применяйте:
- пазлы,
- мозаику,
- собирайте конструкторы,
- завязывайте шнурки, застегивайте замочки и пуговки,
- одевайте кукол,
- вырезайте картинки из бумаги и картона.
Практические упражнения, которые помогут развитию когнитивных способностей в любом возрасте:
- Синхронное рисование двумя руками. Положите перед собой лист бумаги, в обе руки возьмите 2 ручки или карандаша. Начинайте рисовать одновременно правой и левой руками геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Сначала можно отрабатывать рисование одинаковых фигур, после усложнить задачу и рисовать одной рукой круг, другой – треугольник. Во время выполнения этого упражнения работают оба полушария головного мозга, что приводит к балансу мыслительной деятельности и развитию воображения.
- Проговаривание слов наоборот. Услышав или вспомнив отдельные слова или короткие фразы, постарайтесь их произнести или мысленно воспроизвести наоборот, то есть с конца. Это упражнение развивает нестандартное мышление и помогает развитию памяти.
- Считаем в уме. Попробуйте обходиться без калькулятора и в случае произведения математических расчетов, считайте в уме. Упражнение способствует развитию мышления и помогает четкой формулировке мыслей.
- Автобиографическая практика. Вспоминайте свою жизнь двумя способами: от настоящего момента назад и с детства к настоящему моменту. Тренировка развивает память и аналитические способности, способствует образному мышлению и акцентированию деталей.
Ежедневные занятия обязательно принесут пользу, положительно повлияют на развитие когнитивных способностей и закрепление навыков.
Когнитивное мышление
Начиная с рождения человек тренирует когнитивные способности, учится мыслить и взаимодействовать с миром. Деятельность его мозга совершенствуется, проходя три основных стадии:
- наглядно-действенная, при которой ребенок изучает предметы визуально и на ощупь и анализирует поступающие данные;
- наглядно-образная – в этот период происходит усвоение правил поведения, основных логических принципов, развитие памяти, речи;
- отвлеченное мышление – человек учится оперировать образами и абстрактными конструкциями.
В норме все три стадии проходят до наступления взрослости, но и в старшем возрасте можно развивать когнитивное мышление любым доступным образом: обучиться игре в шахматы, решать логические задачи, выработать каллиграфическое письмо, читать познавательную литературу, разгадывать кроссворды.
Подборка развивающих, настольных игр, головоломок для взрослых и детей
Когнитивная психотерапия
В процессе становления психотерапии возникло направление, объясняющее нарушения и расстройства психики через ошибки мышления. Ученые, придерживающиеся этой теории, считают, что коррекция стереотипов восприятия, убеждений, шаблонов поведения может помочь человеку переосмыслить сложные ситуации и убрать внутренние негативные факторы.