Самые известные психологи, чьи работы перевернули представление о человеке

Жан Пиаже

Родился в Швейцарии 16 сентября 1980 года. Является швейцарский психологом и философом. Ему дали известность работы про психологию детей. В 20 лет он был достоин доктора наук философии в университете Невшателя. С того же времени начал интересоваться психоанализом. Уехав в Париж, он преподавал в школе, где директором был А. Бине — создатель теста на IQ. Жан Пиаже проверял результаты тестов и в один момент заметил интересный факт: многие дети отвечали неправильно на одни и те же вопросы. На основании этого вывода он пишет выпускает работу “Теория стадий способности”

Все свои знания в вопросах теории он вложил в книге “Речь и мышление ребенка”. В этой книге он изучает логику построения отношений. Мировая детская психология мышления существует благодаря Жану Пиаже.

Лев Семенович Выготский (1896-1934)

Известный советский психолог, основатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций человека, автор множества литературоведческих публикаций и работ по педологии и когнитивному развитию ребенка.

Различал низшие и высшие психические функции, первые полагал результатом биологической эволюции, вторые — результатом исторического развития общества.

В последние годы жизни много внимания уделял изучению соотношения мысли и речи, вместо диады сознание — поведение предложил триаду сознание — культура — поведение, став основоположником отечественной психолингвистики.

Герман Роршах (1884-1922)

Швейцарский психолог, психиатр, автор теста исследования личности «Пятна Роршаха».

Талантливый художник, Роршах все-таки выбрал своей профессией медицину, а именно психиатрию. Изучал галлюцинации и родственные им явления, психоанализ, что в итоге привело к возникновению теории психодиагностики. В 1921 году вышел в свет знаменитый тест с таблицами в виде чернильных пятен.

Роршах считал психодиагностику ключом к познанию как личности, так и ее возможностей, серьезно работал в направлении объединения таких наук, как история, религия, психопатология и социология. Но ранняя смерть не позволила ему закончить целый ряд начатых научных разработок.

Появление психоанализа

Как вы могли заметить, ранняя психология была ориентирована на изучение сознательного ума

Но в конце 19 века австрийский врач Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о важности бессознательного, подорвав тем самым веру в рациональную природу разума

Согласно Фрейду, поведение во многом определяется прошлым опытом (в том числе ранними детскими воспоминаниями) и внутренними импульсами, о которых человек даже не подозревает. Бессознательное формируется путем вытеснения – процесса, при котором тревожные переживания и подавленные чувства уходят из сознательного ума в некий резервуар, становясь частью бессознательного. Чтобы исследовать его содержимое, отец психоанализа полагался на гипноз и сновидения, пытаясь расшифровать скрытый в них смысл.

Хотя теория Фрейда вызвала в свое время лавину критики и до сих пор воспринимается со скептицизмом, ее влияние на психологию неоспоримо. Мы не знаем, были ли прав Фрейд, зато уверены, что разбираться в основах психологии просто необходимо. Что нами движет? Почему мы поступаем так, а не иначе? Как понять мотивы поведения других людей? Наш бесплатный онлайн-курс «Психология человека» поможет прояснить ситуацию. Читайте и удивляйтесь, насколько прекрасна эта наука и глубока человеческая психика.

Мелани Кляйн

«Детский психоанализ», «Игровая терапия» — всецело заслуга Мелани Кляйн. Рождённая в Австрии (1882 г.), известна миру как британский психолог.

Личная жизнь Мелани складывалась не слишком гладко. Её семейная жизнь не сложилась — отношения с детьми постоянно приводили к ссорам.

Более того, её дочь (также известный психоаналитик) утверждает, что старший из сыновей после одного из скандалов покончил с собой.

Вероятно, эта трагедия и подтолкнула Мелани к психоанализу как науке. Уже имея свою врачебную практику, она была впечатлена знакомством с Фрейдом.

Изданный в 1919 г. труд «Влияние сексуального просвещения и отказа от авторитета на интеллектуальное развитие ребёнка» полностью основан на идеях Фрейда и личных семейных наблюдениях.

Позднейшие «Развитие одного ребёнка»; «Детский психоанализ»; «Зависть и благодарность» стали классическими популярными произведениями.

Психология в Средние века

Период Средневековья зачастую ассоциируется с охотой на ведьм, суевериями и одержимостью демонами. Во многом так и есть, но это не вся правда. Давайте узнаем, как в те времена обстояли дела с изучением разума и развитием психологической науки.

В Средние века исследователи стремились понять связь между человеком и Богом, поэтому теологические взгляды распространились и на психологию. Западноевропейские богословы придерживались идеи, что Бог был творцом, возвышающимся над всеми существами, а люди, являясь вершиной его творения, обладали душой, которая связывает их с божественным. Согласно христианским представлениям, человек был наделен внутренним духом, который отделен от души и тела, что отражало веру в трехстороннюю природу Бога.

Самым ярким представителем психологической мысли того времени был Аврелий Августин, ставший первым философом, который предположил, что у человека есть «внутреннее я»: если он един с ним, то здоров, внутренняя же разобщенность ведет к развитию недугов.

Августин пришел к следующим умозаключениям из разных областей психологии:

  1. Младенцы эгоцентричны и социально не осведомлены. Страх наказания – это препятствие для обучения, поскольку он сдерживает любопытство.
  2. Память – важнейший аспект ума и командный пункт психического функционирования, все навыки и привычки зависят от ее состояния.
  3. Мысли и импульсы, подавляемые во время бодрствования, могут проявиться во сне. При этом христианин не должен испытывать муки совести, поскольку в сновидениях невозможно согрешить.
  4. Все люди испытывают внутреннюю борьбу между собственным «я» и Богом. Этот конфликт приводит к хаосу во внешнем мире.
  5. Любовь лежит в основе счастья, а желание обладать тем, что человек не может иметь, является источником страдания. Необходимо развивать в себе способность к безусловной любви, которая меняет к лучшему характер мышления.

Августин также ввел в оборот термин «первородный грех» и считал, что все люди рождены грешниками. Эта точка зрения оказывала влияние на церковь на протяжении нескольких веков и во многом препятствовала изучению разума вплоть до эпохи Возрождения.

Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (UCLA)

Калифорнийский университет является одним из самых известных и имеет 4 крупных университета, расположенных по всему штату Калифорния. В «десятке» значится тот, что находится в Лос-Анджелесе, более известный как (UCLA). Ее университетская работа началась в 1919 году, и сегодня она известна своими исследованиями в области нейробиологии. С другой стороны, Калифорнийский университет в Сан-Диего (UCSD) также проводит множество важных исследований по этой специальности. Нейропсихолог Рамачандран — один из величайших ее представителей.

Если вы хотите узнать больше о работе Рамачандрана, мы приглашаем вас прочитать наш пост: Фантомная терапия конечностей и зеркального бокса.

Этапы консультации

Консультация психолога включает:

  • активное слушание клиента;
  • при необходимости проведение психологической диагностики;
  • совместное обсуждение формата и стратегии дальнейшей работы (психолог и клиент решают, будет ли эта консультация единственной, или будут проводиться регулярные встречи);
  • предоставление общих рекомендаций клиенту по поводу его самостоятельной работы над решением проблемы;
  • при необходимости проведение психологических сеансов с использованием методов, которые помогают устранить возникший из-за проблемы болевой синдром (используются дыхательные и релаксационные техники и т.д.).

В зависимости от желания и возможностей клиента, а также степени тяжести проблемы или травмы продолжительность консультативной помощи может состоять из:

  • одной консультации, которая включает приблизительную диагностику психологического состояния клиента и предоставление общих рекомендаций по поводу дальнейших действий клиента по интересующему вопросу;
  • 3-4 консультации, в процессе которых устанавливаются глубинные причины проблемы или психотравмы, разрабатывается долговременная стратегия самостоятельного поведения клиента в сложной для него ситуации, происходит затухание связанного с проблемой болевого синдрома, а клиент обучается простым психологическим приемам самопомощи;
  • 8-12 консультаций, в процессе которых постепенно решается беспокоившая человека проблема, а клиент обучается навыкам саморегуляции, что позволяет ему самостоятельно разбираться с негативными «проблемными» состояниями.

Спектр проблем становится важнее инструмента работы

Последние несколько лет люди всё реже обращают внимание на то, с психологом какой школы они работают, и 2021 год в этом тренде не исключение. Почему так происходит? Да потому что в условиях высокой конкуренции приверженцев конкретных направлений в чистом виде почти не остается

Психологи практикуют персональный подход и пробуют методы из разных научных областей, и это нормально. Так что если сегодня психолог советует вам йогу, а завтра — гипноз, — не удивляйтесь слишком сильно

Почему так происходит? Да потому что в условиях высокой конкуренции приверженцев конкретных направлений в чистом виде почти не остается. Психологи практикуют персональный подход и пробуют методы из разных научных областей, и это нормально. Так что если сегодня психолог советует вам йогу, а завтра — гипноз, — не удивляйтесь слишком сильно.

В то же время, когда психологи работают с одним пулом проблем, они всё равно находят единомышленников и отдаляются от других коллег по цеху.

Владимир Львович Леви


В 1938 году в семье инженеров (отец металлург, мать химик) родился сын, которому предстояло нарушить складывавшуюся династию и стать светилом медицинской науки — а также членом Союза писателей!

Владимир Львович Леви работал врачом-психиатром в Больнице имени Кащенко; научным сотрудником Института психиатрии. Кроме прочего, внёс важный вклад в создании «телефона доверия».

Он уделяет огромное значение популяризации научных знаний и распространению передовых идей. Ещё в 1967 г. получило широкую известность его дебютное произведение «Охота за мыслью: Заметки психиатра».

Всего Владимир Львович опубликовал более 30 научно-популярных трудов. Но писательский талант не ограничивался прозой — он писал (и продолжает писать) стихи. В 2000 г. его поэзия была издана сборником «Зачёркнутый профиль».

Адлер Альфред


Прежде всего Адлер Альфред (родившийся в 1870 г. в Австрии) известен как основатель «индивидуальной психологии».

Будучи поначалу горячим поклонником и сторонником Зигмунда Фрейда, в 1907 году Адлер ухитрился рассориться с признанным маэстро психологии.

В своей книге «Исследование неполноценности органов» Адлер убедительно отстаивал свои взгляды, что психика определяется не только детской сексуальностью, но должна исследоваться в комплексе с настоящими обстоятельствами.

Изданная в 1912 г. книга «О нервном характере» вполне раскрывает основы того, что впоследствии было названо «индивидуальной психологией». Дальнейшие его труды лишь полнее раскрывают эти взгляды и направлены на их популяризацию в массах.

Отечественному читателю вполне доступны переводы работ «Наука жить»; «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека»; «Техника лечения».

Отто Кернберг

Отто Фридман Кернберг —один из крупнейших и наиболее известных современных психоаналитиков. Родился он 91 год назад. В канун Второй Мировой войны, в 1939 году Кернберг с семьей бежал из Нацистской Германии. Уехала семья за океан —  в Чили. Там  он изучал биологию и медицину, а чуть позже— психиатрию и психоанализ в Чилийском Психоаналитическом Обществе. Отто Кернберга считают крупнейшим специалистом в области пограничных расстройств личности.

Именно Кернберг создал современную психоаналитическую теорию личности. Всю свою жизнь он разрабатывает методики решения вопросов патологического нарциссизма, агрессии, деструктивности и ненависти. 

Ряд его работ посвящен любви и сексуальности в норме и патологии, что добавляет в ряд его почитателей сексологов разных стран. В одном из своих интервью Отто высказал мысль, что «изучению сексуальности зачастую мешают сами терапевты, которые просто не умеют задавать правильные вопросы».

Отто считает, что не существует областей жизни и психики, которые не следует изучать. Ведь в науке не должно быть запретных тем, иначе она будет стоять на месте. “Мне кажется, мы можем и должны изучать все. А главное препятствие – отношение общества к тем или иным проявлениям сексуальности. Это не ученые, не психо­аналитики или клиенты тормозят такого рода исследования, а общество. Не знаю, как в России, а в США сегодня, например, немыслимо сложно изучать все, что связано с сексуальностью у детей. Ирония судьбы в том, что именно американские ученые когда-то были пионерами в этой области знаний”, — рассказывает ученый в интервью PSYHOLOGIES.

Цитаты Отто Кернберга

“Фрейд говорил, что не будет писать о любви, пока она не перестанет быть для него проблемой. Но по сути ничего не написал. Значит, эту проблему он не решил”

“Реальность антисоциальной личности – это кошмар нормального человека; реальность нормального человека – это кошмар для психопата”.

“Дело не в том, что “нарцисс” любит только себя и никого больше, а в том, что он любит себя так же плохо, как и другого”

“Никакое влияние на человека не может быть более навязчивым и предопределяющим, чем-то, которое он не осознает”

“Мазохизм – это способность растворять ненависть в любви”.

Абрахам Харольд Маслоу


Многие выдающиеся учёные вышли из вполне «приземлённых» семей ремесленников или купцов. Вот и в 1908 г. в скромной американской семье бондарей родился Абрахам Харольд Маслоу. К середине XX века его изыскания в области психологии потрясут не только медицину, но и экономику.

Первая научная работа талантливого юноши сразу открыла ему двери лучших лабораторий. Но она мало относилась к человеку — «Взаимосвязь сексуальности и социального поведения у приматов» была биологическим трудом.

Видимо, трудности проживания в бедной семье эмигрантов и собственные жизненные трудности обратили внимание молодого учёного в сторону психиатрии — и, одновременно экономики!

Сегодня принцип взаимосвязи потребностей, социальных обстоятельств и поведения даже школьникам известен как «пирамида Маслоу».

Почему не складываются счастливые отношения и нет любви?

Не о каких серьезных и счастливых отношениях нельзя задумываться, пока есть страх предательства, ревность и желание собственности.

Если есть хоть одно из вышеперечисленного, Вы обречены страдать, ругаться и жить в стрессе.

Самое эффективное решение данной проблемы — это посмотреть на взаимоотношения между родителями и решить корень проблемы.

За 30 минут найдем корень проблемы, связанный с отношениями, посмотрим на взаимоотношения между родителями и составим пошаговый план выхода из замкнутого круга.

Нажмите на кнопку ниже, что бы гарантированно решить проблему в отношениях.

Бесплатная консультация

Алоис Альцгеймер


Наверное, термин «болезнь Альцгеймера» у всех на слуху. Имя родившегося в 1864 г. в Германии знаменитого невролога и психиатра увековечено ещё в десятке симптомов и патологий нервной системы. Но это его знаменитость «для широкой публики».

Алоис Альцгеймер всю жизнь занимался исследовательской и научной деятельностью. Многочисленные научные публикации были им объединены в фундаментальный многотомник «Гистологические и гистопатологические исследования серого вещества головного мозга».

Но значительная часть творчества остаётся доступной только уму специалиста в виде публикаций в специализированной литературе.

Иван Павлов

Иван Павлов — советский ученый, физиолог, исследования которого повлияли на развитие психологии и бихевиоризма.

Родился 14 сентября 1849 года в небольшой деревне в Рязани. Еще в свои ранние годы он увлекся чтением Дарвиновских работ о происхождении видов, а в 1870 году посвятил себя изучению естественных наук в Санкт-Петербургском университете.

Основным интересом Ивана Павлова стало изучение физиологии. Он исследовал пищеварительную функцию у собак и заметил, что животные выделяют слюну непосредственно перед подачей еды. Павлов провел эксперимент. Собаке проводили операцию по выведению слюнных желез наружу для точного фиксирования начала слюноотделения.  Еда собаке подавалась сразу после ударов метронома. Вскоре ученый наблюдал условный рефлекс: после нескольких повторений ударов метронома и подачи еды, слюна у собаки выделялась уже только на звук метронома. Павлов установил, что условные рефлексы берут свое начало в коре больших полушарий головного мозга.

За свою работу Иван Павлов получил большое признание. В 1901 году его приняли в Российскую академию наук, а в 1904 году ученый получил Нобелевскую премию по физиологии.

Величайшим трудом И.Павлова стала книга «Условные рефлексы», вышедшая в 1923 году. Также была выпущена книга «Рефлекс свободы», в которой были собраны лекции, статьи и выступления Ивана Петровича Павлова. В книгу вошли и малоизвестные работы ученого, не опубликованные при его жизни.

Общие сведения

Психолог занимается изучением психических процессов, свойств и состояний личности в различных областях человеческой деятельности, оказывает психологическую помощь, поддержку и сопровождение клиентов.

Психологическая помощь является непосредственной работой с людьми, которые испытывают трудности в межличностных отношениях или страдают от глубинных личностных проблем. Может оказываться отдельным людям, группам людей и организациям.

Психолог — специалист с психологическим образованием, которое не относится к медицинским дисциплинам, и это основное отличие психолога от психиатра и психотерапевта (специалистов с медицинским образованием).

К сфере деятельности психолога относится психологическое консультирование психически здоровых людей, в то время как психиатр и психотерапевт работают с пациентами, страдающими различными расстройствами личности.

Медикаментозным лечением пациента занимаются исключительно психиатры, а психотерапевты и психологи в процессе работы применяют методы психологического воздействия (беседы и т.д.).

Карл Юнг – родоначальник аналитической психологии

Современник и ученик Фрейда Карл Юнг как психолог вначале не одобрял часть учений великого психоаналитика. Карл Густав Юнг – родоначальник аналитической психологии. Она базируется на понятии коллективного бессознательного. Он ввел в психологию такие понятия как

  • архетип;
  • коллективное бессознательное;
  • синхроничность;
  • комплексы.

Основная его теория в том, что личность рождается целостной и формирование психики происходит исходя из заданных изначально способностей и возможностей. При этом развитие личности происходит под влиянием окружающих, которые могут только подталкивать ее в заданном направлении, но не оказывать на нее давление непосредственно. Он считал что существует наследственная модель психики, которая и задает нам нужное направление развития, зная ее, можно более правильно и объективно корректировать собственное саморазвитие. Бессознательное было разделено на несколько видов:

  • семейное;
  • национальное;
  • расовое;
  • коллективное.

Его лечение происходит более емко, чем у Фрейда, не только методом анализа, но и действий, позволяющих высвободить подсознание и интегрировать в него психологические составляющие личности.

Эрнст Генрих Вебер

Эрнст Генрих Вебер — знаменитый психотерапевт всех возрастов. Вебер был сыном известного ученого-теолога Михаэля Вебера и братом знаменитого физика Вильгельма Вебера, немецкого психолога и анатома по совместительству Эрнста Генриха Вебера Он вырос в научной среде. Семья Вебера имела отношения со знаменитым физиком-акустиком Эрнстом Флоренсом Фридрихом Хладни. Вебер стал профессором сравнительной анатомии в 1818 году , а в 1840 году – профессором психологии.

Он сотрудничал с Гауссом в изучении геомагнетизма. Он стал ректором Альма-матер в Лейпциге, скончавшись в этом городе 26 января 1878 года.

Он исследовал ощущения, осязательные ощущения кожи привели его к так называемому закону Вебера.

Все работы Вебера станут основой для развития психофизики и экспериментальной психологии:

  • Сравнительная анатомия симпатического нерва (1817 г.)
  • Слух и слух человека и животных (1820 г.)
  • Трактат о движении радужной оболочки глаза (1821 г.)
  • Эксперименты, основанные на теории волн (1825 г.)

Работа совместно с братьями Вильгельм Эдуард Вебер (физик) и Фридрих Эдуард Вебер (физиолог):

Об учении о дополнениях к строению и функционированию половых органов (1846 г.)

Вебер также известен своими открытиями в анатомии, в частности открытием рудиментарной матки у самцов млекопитающих, но его самая большая известность основана на его новаторской работе по исследованию органов чувств. Его работа с ушами и кожными чувствами — давлением, температурой и тем, что тогда называлось «здравым смыслом», — привела к внедрению экспериментального метода в психологию. Важный закон, который носит его имя, был первым общим законом психофизики.

Однако сам Вебер произвел очень мало экспериментальных данных по этому вопросу, а более поздние работы показали, что закон находится лишь примерно в среднем диапазоне наиболее значимых модальностей . Вебер не предлагал никаких теоретических оснований для закона.

В 1866 году Вебер вышел на пенсию с должности профессора физиологии и профессора анатомии в 1871 году. Примерно в это же время он и его брат Эдуард Фридрих Вебер обнаружили тормозящую силу блуждающего нерва.

Светлана Ройз

Уже много лет Светлана практикует как семейный и детский психолог. Она успела написать несколько практических пособий, которые стали бестселлерами —“Волшебная палочка для родителей”, “Где живет ангел”,  «Практическое Ребенковедение» и «Шепотуньки». Сама она воспитывает двоих детей, разница между которыми 12 лет. Говорит, что многому ее научил именно сын. А часть открытий легла в “Волшебную палочку….”

В одном из интервью Ройз призналась, что с того времени, как окунулась в профессию, поняла, что  «нормальных» людей не существует, как и среднестатистических. У каждого из нас, уверена Светлана, есть яркий потенциал, которому обязательно нужно помочь проявиться. Иногда для этого достаточно создать благоприятные условия, а иногда убрать — минимальные препятствия. Ройз убеждена, что  просто вера в потенциал ребенка, друга или родного мужчины, уже помогает ему проявляться.

Те, кто хоть открывал книги Ройз говорят, что они помогают успокоить родительскую тревогу и даже избавиться от гнетущего чувства вины и комплекса “плохой мамы”. Она учит справляться с детскими и подростковыми кризисами, отслеживать эмоциональное выгорание и рассказывает, как при всем наборе современной жизни наслаждаться ее течением.

Цитаты Светланы Ройз

“Наши взгляды на детей часто суетливые, острые и критичные — и дети от таких взглядов отводят свои глаза. И часто ведь, глядя в глаза детей, мы думаем не о них — думаем о работе, усталости, о своих сложностях — и ребёнок в наших глазах «отражается» часто именно так…усталостью и тяжестью…”

“Часто – «идеальный родитель» — супер-присутствующий в жизни ребенка, но психологически отсутствующий”

“На вопрос — «какая мама — идеальная?» Большинство детей отвечают — «моя». Малыши вообще не понимают вопроса. :-)”

“РЯДОМ С МУЖЧИНОЙ, КОТОРЫЙ НЕ ПРОЩАЕТ СЕБЕ ОШИБКИ, РЕБЕНОК ВСЕ ВРЕМЯ В НАПРЯЖЕНИИ, БОИТСЯ ПРОИГРЫША”

“Есть простое правило: ребенок настолько прислушивается к маме, насколько мама прислушивается и уважает папу. Дело в том, что мама и папа – первые мужчина и женщина в жизни ребенка. Свои внутренние фигуры – внутренние роли — внутреннего мужчину и внутреннюю женщину ребенок формирует в большей степени из образов папы и мамы”

Чем занимается психолог

Психолог занимается:

  • Психопрофилактикой – общей для практической и медицинской психологии системой мероприятий, которые направлены на изучение свойств человеческой психики, психических воздействий на личность и возможностей предупреждения заболеваний психогенного и психосоматического характера.
  • Психологическим просвещением – профилактической деятельностью, которая направлена на формирование у различных слоев населения положительного настроя на получение психологической помощи, а также расширение кругозора в области психологических знаний.
  • Психодиагностикой – выявлением психологических проблем личности путем измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей человека.
  • Психологическим консультированием – оказанием психологической помощи лицам, которые находятся в пределах психологической нормы, но нуждаются в адаптации и помощи для развития и расширения личностного потенциала, испытывают трудности в общении, повседневной деятельности и т.д.
  • Психотерапией – разновидностью психиатрического лечения, которое психолог может применять после получения соответствующей квалификации.
  • Психокоррекцией – применением специфических средств психологического воздействия, которые направлены на исправление не соответствующих оптимальной модели нюансов психологического развития.
  • Проведением психологических тренингов, которые являются формой активного обучения навыкам развития и поведения личности.
  • Кризисным вмешательством – видом психотерапии, который применяется в критических, острых ситуациях (эпизоды глубокой депрессии, передозировка наркотиков и т.д.).
  • Психологической реабилитацией – комплексом медико-психологических, социальных и педагогических мероприятий, которые направлены на коррекцию или восстановление нарушенных психических функций и состояний инвалидов, раненых и лиц, перенесших серьезное заболевание.

Зигмунд Фрейд

Родившийся в 1856 г. в Австрии, Зигмунд Фрейд прежде всего известен широкой публике как автор нашумевших научных трудов. Не только специалистам, но и публике хорошо известно его раннее произведение «Толкование сновидений». «Психопатология обыденной жизни» с холодной ясностью заставляет задуматься о привычных проблемах.

Пожалуй, на успех национал-социализма как общественного движения немалое влияние оказала книга «Психология масс и анализ человеческого “Я”».

Гораздо важнее не скандальность его литературных произведений, а шокирующие научные идеи. Для специалистов (психологов и психиатров) настоящим прорывом в науке познания человека стала предложенная им модель психики «Оно — Я — Сверх-Я».

Публике же ужасной показалась предложенная Фрейдом (и научно обоснованная) связь психики с сексуальностью. Вплоть до того, что само упоминание подобной связи так и называют «фрейдизм».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector