Программы, технологии и процесс 3d-моделирования
Содержание:
- 123D Catch
- Где учиться на 3D-моделлера
- Cinema 4D
- Создание 3D-моделей
- Что такое 3D моделирование
- Cinema 4D
- На что обратить внимание при выборе софта
- Сферы использования 3D моделирования
- Подготовка моделей к печати
- Autodesk 3ds Max
- Где можно изучить 3д моделинг
- Возможности программы
- Blender
- Тестирование твердотельной 3D-модели
- №5 – ZBrush
- Компас 3D
- Краткий обзор лучших программ 3D моделирования
- 3Ds Max
- Sketch-Up
123D Catch
Бесплатное приложение от Autodesk для десктопов и мобильных устройств, при помощи которого фотоснимки преобразуются в трехмерные модели. Но не стоит сразу замахиваться на создание модели из одной фотографии — понадобится несколько снимков с разных ракурсов, чтобы приложение смогло создать нормальный 3D-объект. И чем больше, тем лучше. В идеале же придется освоить еще STL-редактор, чтобы «допилить» то, что создано в 123D Catch на основе фотографий — в самой утилите этой возможности нет.
123D Catch создает 3D-модель на основе фотографий
Конечно, о хорошей детализации итогового объекта можно только мечтать, но для новичков, желающих создать модель по образу и подобию какого-либо предмета — это то, что нужно.
Где учиться на 3D-моделлера
В кино, игровой индустрии или анимации никто не спрашивает диплом. Здесь смотрят на портфолио и навыки. Всё это можно получить, отучившись на очных или онлайн-курсах. Научиться основам 3D-моделирования можно и самому.
В российских вузах нет факультетов и курсов, где учат именно 3D-моделированию. Если вы хотите работать в этой сфере и при этом получать высшее образование, ищите факультеты, где обучают смежным специальностям. Например:
Художественные вузы и факультеты.
3D-моделлеру нужно разбираться в технике рисования и скульптуры, понимать, что такое размер, объёмы, форма и перспектива. Работе в специальных программах для 3D-моделирования можно научиться за 4–5 месяцев, а вот художественные навыки нарабатываются гораздо дольше. Художественный вуз будет огромным преимуществом, когда вы придёте в эту профессию.
Факультеты дизайна и компьютерной графики
Непосредственно моделированию там не учат, но дают знания по смежным темам. После окончания такого факультета в дипломе у вас будет указана общая специальность — например, «дизайнер».
Технические и инженерные факультеты
Это направление для тех, кто хочет работать 3D-моделлером в промышленном дизайне: создавать модели машин и зданий.
Очные школы и курсы 3D-моделирования
Школ много, их легко найти в интернете. Преимущества очного обучения:
- вы знакомитесь с разными направлениями и можете выбрать, что вам интересно;
- в школе преподают практикующие специалисты из разных студий;
- вы знакомитесь с преподавателями и сокурсниками из индустрии — в дальнейшем связи помогут найти работу.
Недостатки очной школы — длительность обучения (2 года) и высокая стоимость.
Онлайн-курсы 3D-моделирования
На таких курсах можно быстро и относительно недорого получить начальные навыки. Но если вы слабо разбираетесь в этой сфере и не понимаете, чем конкретно хотите заниматься, есть риск выбрать не совсем тот курс и потерять на этом время и мотивацию.
Самостоятельное обучение
Если вы уже знаете, чего хотите, можно выбрать онлайн-курс и учиться самостоятельно. Если нет, то полезно найти человека, который этим занимается. Он расскажет о разных направлениях, поможет изучить программы, даст обратную связь.
Cinema 4D
Это одна из самых простых программ для 3D моделирования на русском языке, которую часто рекомендуют для новичков. При этом функционал она имеет вполне приличный, в ней можно создавать даже мультфильмы и рекламные ролики.
Популярности способствует и возможность совместного использования с After Effects, а также большое количество обучающих курсов и других материалов.
Преимущества Cinema 4D:
- есть русский интерфейс;
- мощный рендер;
- реалистичное освещение;
- простота изучения для новичка;
- возможность расширения с помощью дополнительных модулей.
Недостатки:
- дорогая лицензия;
- сложно моделировать лица – в этом ZBrush вне конкуренции.
Создание 3D-моделей
Персонажи, оружие, машины, пончики, пейзажи… всё, что вы видите в играх и фильмах с использованием 3D-графики, состоит из точек, граней и плоскостей. Вот, например, изображение трёхмерной сферы:
Кажется, что это просто гладкий шар, но на самом деле он состоит из множества точек — вершин (англ. vertices — вершины):
Чем больше вершин, тем более детализированной выглядит модель и тем больше ресурсов требуется компьютеру, чтобы отрисовать такой объект на экране.
Вершины соединяются друг с другом и образуют рёбра (англ. edge) и грани (англ. face):
Всё это образует полигональную сетку (англ. polygon mesh или просто меш, геометрия) —- совокупность вершин, рёбер и граней (плоскостей), которая определяет форму объекта.
У каждой вершины есть свои координаты по осям X, Y и Z. А то, как грань отображается на мониторе, зависит от её положения относительно камеры и источников света:
Изменяя меш, добавляя вершины и меняя их положение, мы можем создавать любые сложные объекты:
3D-моделирование в Blender
Для создания твёрдых объектов (англ. hard surface) 3D-художники обычно меняют положение граней вручную, как это показано выше.
При работе с персонажами чаще используется скульптинг (англ. sculpting) — напоминает лепку из пластилина:
Скульптинг в Blender
Но геометрия — не последний этап создания 3D-модели. Например, у моделей, созданных скульптингом, плохая топология (то, как именно устроен меш) — слишком много задействовано вершин:
Чтобы исправить это, используют специальные инструменты для ретопологии — это когда удаляют лишние грани, чтобы оптимизировать модель.
Также нужно подготовить материал — это то, как окрашены разные грани или вся модель. Возможен как и простой цвет, так и изображение или паттерн.
Что такое 3D моделирование
Для визуализации объема нужна программная среда, которая работает одновременно в трех измерениях. Чертеж статичен, отражает деталь со строго регламентированных ракурсов: сверху, с боку. Получить полное представление о конфигурации изделия сложно. Выполнение аксонометрических изображений трудоемкий процесс, но и такой чертеж не дает объемного, цельного представления. Особенно если это не простая деталь, а проект промышленного объекта.
Используя программы для создания 3D моделей эмулируют многовекторное пространство, в котором можно повернуть проектируемую деталь в любом направлении, редактировать ее по трем координатам. Интерфейс любой программы трехмерного моделирования имеет 4 основных окна:
- вид сверху (Top);
- вид спереди (Front);
- вид слева (Left);
- перспектива (Perspective).
Первые три являются отображением стандартной системы координат X, Y, Z. Каждую плоскость можно редактировать встроенными инструментами. Все изменения показываются и на объемной модели в окне Perspective. Профессиональные конструкторы и проектировщики предпочитают использовать программы, формат файлов которых импортируется в другие программы. Например, чертеж удобнее делать в популярном пакете для создания векторной графики CorelDraw. Затем его можно перенести на нужную проекцию с сохранением точных размеров в Autodesk 3Ds Max, где он воплотится в объемный объект.
Профессиональные программы дороги, но дают возможность полного контроля над процессом создания объектов любой сложности с выводом на печать, в нужный формат. Предусмотрен рендеринг изображения с любой ориентацией в пространстве, возможна анимация процесса. Многие бесплатные пакеты ограничены в инструментах моделирования, но больше всего неудобств связано с форматом файлов, которые невозможно импортировать в нужную среду. Полноценный просмотр возможен лишь внутри программы. Делать презентации, рекламные ролики проблемно.
Cinema 4D
Одним из ярких представителей в области 3D-моделирования и наиболее серьезным конкурентом 3Ds Max является Cinema 4D – разработка компании MAXON. Направленность, функции и возможности максимально приближены к «коллеге». Одной из главных особенностей является простой пользовательский интерфейс, благодаря чему даже начинающие пользователи смогут создавать колоссальные работы наравне с профессионалами.
Наряду с простотой, можно отметить и удобное расположение всех кнопок и функций. Программа позволяет выполнять самые сложные работы в сжатые сроки, а простые модели и объекты делать более интересными и уникальными. Максимально-быстрое достижение задуманного, горячие клавиши и упрощенный интерфейс обеспечат вам наивысший комфорт.
Пользователи отмечают, что Cinema 4D немного уступает своему прямому конкуренту, именно поэтому 3D-моделей для нее значительно меньше. Приложение доступно в демо-лицензии, в которой предусмотрено ограничение на 30 дней пользования, а также полная версия программы, за которую вам придется заплатить приличную сумму. В сравнение с 3Ds Max, Cinema 4D больше подходит для т трехмерного моделирования.
На что обратить внимание при выборе софта
Важно помнить, что от выбранной программы на начальном этапе зависит успех развития дизайнера в этой области. Если софт окажется слишком сложен или не способен удовлетворить потребности в моделировании определенных элементов, тяга к данной профессии испарится также быстро, как и появилась
Если софт окажется слишком сложен или не способен удовлетворить потребности в моделировании определенных элементов, тяга к данной профессии испарится также быстро, как и появилась.
Даже если дизайнер уже с большим опытом, нужно внимательно подходить к данному вопросу.
При выборе стоит опираться на следующие показатели:
- максимальное удобство и функциональность, особенно, если дизайнер новичок;
- высокая скорость работы программы без лагов;
- требования к операционной системе – некоторые программы просто не рассчитаны на иные ПК;
- реалистичность и привлекательность готового рендера или видео;
- язык интерфейса – программы на английском бывают русифицированы, но при использовании перевода на русский некоторые клавиши могут быть изменены;
- платная или бесплатная лицензия – большинство таких программ платные, но в них бывают учебные лицензии, которые выдаются на три года.
Важно! При использовании учебной лицензии продвижение проектов с коммерческой точки зрения является нарушением политики компании, выпустившей софт.
Сферы использования 3D моделирования
Согласитесь, сейчас совершенно невозможно даже представить современную архитектуру без трехмерного проектирования и визуализации самых разных объектов. Помимо традиционного применения, эти технологии уже сделали шаг в будущее – в области «3D печати» домов.
Все проекты должны иметь не только, двухмерные чертежи, разрезы, виды, но и полноценный раздел 3D моделирования фасадов и интерьеров.
Разрабатывая, скажем, фасады зданий в программах 3D, архитектор имеет возможность создать виртуальную модель и привязать ее к конкретному участку на местности. Все объекты создаются из выбранной фигуры, которая находится в составе набора примитивов программы 3D моделирования. Библиотека примитивов настолько обширна, что вполне позволяет с помощью необходимого модификатора создавать любую модель реального мира.
Используя геодезические съемки, программа трехмерного проектирования в автоматическом режиме выводит на принтер чертежи генпланов и профили дорог и площадок с красными отметками. Это позволяет сократить сроки разработки и снизить ее себестоимость.
Современный трехмерный дизайн любого пространства позволяет сформировать полноценное представление о расстановке мебели, систем отопления, электропроводки, светильников, выключателей, вида остекления и заполнения проемов. Такой подход минимизирует ошибки в плане строительства, отделки и декорирования. Вы видите еще не построенное здание как на ладони, оно уже почти существует!
3д модели объектов растительного и животного реального мира создают как бы виртуальную реальность, где вы можете уже сейчас наслаждаться тем, насколько прекрасен будет ваш сад или насколько стильно будет выглядеть прилегающая территория вашего бизнеса. Определяя место физического объекта в 3D пространстве, можно запроектировать и весьма точно реализовать даже сложнейшие инновационные идеи в области строительства, декорирования, а также в ландшафтном дизайне.
Передовые, самые инновационные разработки в сфере 3D принтеров позволяют буквально печатать дома из цемента. Строительные 3D принтеры пока не совершенны и имеют довольно высокую стоимость, они чувствительны к перепадам погодных условий, требуют прямо-таки трепетного к себе отношения. Они не допускают перерывы в поставке бетонной смеси и не дружат с арматурным каркасом. Монтаж перемычек и перекрытий выполняется дополнительной техникой. Но дома по этой технологии возводятся в рекордно короткие сроки и могут иметь невероятно причудливый дизайн. Естественно, «напечатать» такой дом будущего совершенно нереально без предварительного проектирования в совместимой 3D программе.
Область применения 3D моделирования не ограничивается архитектурой, строительством и благоустройством.
Еще несколько лет назад трехмерный фантастический фильм был вершиной мастерства в киноиндустрии. Сейчас фильмы, мультфильмы и игры 3D превратились в нечто само собой разумеющееся. Создание трехмерных героев для кино и VR игр – это огромный прибыльный бизнес.
Трехмерные модели широко применяются в рекламе. Причем для их создания используют не только редакторы для моделирования, но и программу Adobe Photoshop.
Самое передовое направление в области VR и трехмерного моделирования пространства – это обучающие симуляции, позволяющие быстро и безопасно готовить специалистов в разных областях. Эту технологию внедряют даже для подготовки кондукторов, проверяющих билеты в автобусах!
Подготовка моделей к печати
В этом разделе перечислены все программы, которые могут оказаться полезными при подготовке файла к 3D печати. Колонка «Подготовка к печати» указывает, позволяет ли ПО масштабировать, вращать, размещать деталь на поверхности перед печатью. «Нарезка» отвечает за генерацию G-кода, позволяющего разделить модель на слои для печати.Примечание: Кроссплатформенные инструменты в отличие от платформо-зависимых работают со всеми брендами 3D принтеров.Кроссплатформенные программы
Ultimaker Cura Ultimaker
Подготовка к печати Нарезка
Бесплатное ПО с открытым кодом, предназначенное для работы не только с Ultimaker принтерами. Интуитивно понятный и простой в использовании интерфейс делают эту программой идеальным выбором для начинающих.
CraftWare CraftWare
Подготовка к печати Нарезка
Бесплатная, быстрая и простая в использовании программа. Хороший gcode визуализатор, гибкая система настроек и тех. поддержка делают ее отличной альтернативой более популярным программам подготовки.
KISSlicer KISSlicer
Ограниченная подготовка к печати Нарезка
Кроссплатформенный генератор g-Кода, формирующий отличные результаты, несмотря на несколько устаревший интерфейс.
Repetier Host Hot-World GmbH & Co. KG
Подготовка к печати Нарезка
ПО с открытым исходным кодом. Использует Slic3r, как базовый генератор g-кода, но также возможно использование Skeinforge.
ReplicatorG ReplicatorG
Подготовка к печати Нарезка
ПО с открытым исходным кодом. Способно управлять Makerbot, Thing-O-Matic, CupCake CNC, RepRap-принтерами и универсальными ЧПУ-станками. Использует Skeinforge в качестве генератора g-кода.
Simplify 3D Simplify 3D
Подготовка к печати Нарезка
Широко используемая программа премиум-класса. Сочетает в себе несколько функций, позволяющих восстановить, просмотреть и «нарезать» 3D-модель. Очень интересный вариант для продвинутых пользователей.
Slic3r Slic3r
Подготовка к печати Нарезка
Наиболее популярный кроссплатформенный инструмент для «нарезки». Имеет открытый исходный код, быстро генерирует хорошие результаты, но требует настройки перед началом работы.
Skeinforge Skeinforge
Нарезка
Когда-то являлся эталоном «нарезки», однако в настоящее время несколько вышел из моды в виду не самой высокой скорости работы по современным стандартам.
3DPrinterOS 3D Contorl Systems Ltd.
Подготовка к печати Нарезка. Позволяет пользователю легко восстанавливать модели и конструкции, настраивать параметры печати, хранить файлы в облаке и отправлять их на печать в любую точку мира. Владельцы 3D принтеров и простые пользователи могут делиться САПР файлами и 3D принтерами внутри облака.
Autodesk 3ds Max
Самым популярным представителем 3Д-моделлеров остается Autodesk 3ds Max — самое мощное, функциональное и универсальное приложение для трехмерной графики. 3Д Макс — это стандарт, под который выпущено множество дополнительных плагинов, разработано готовых 3Д-моделей, отснято гигабайты авторских курсов и видеоуроков. С этой программы лучше всего начинать учиться компьютерной графике.
Эта система может использоваться во всех отраслях, начиная от архитектуры и дизайна интерьеров и заканчивая созданием мультфильмов и анимированных видеороликов. Autodesk 3ds Max идеален для статичной графики. С помощью него быстро и технологично создаются реалистичные картинки интерьеров, экстерьеров, отдельных предметов. Большинство разрабатываемых 3Д-моделей создаются именно в формате 3ds Max, что подтверждает эталонность продукта и является самым большим его плюсом.
Где можно изучить 3д моделинг
Изучение трехмерного моделирования отличается от изучения графического искусства, так как включает в себя освоение достаточно сложных программ.
Новички очень часто бросают обучение 3d моделированию только из-за сложности. Но если смогли преодолеть все трудности и справились с программой выбранного курса, то создают анимацию различного уровня, структурную визуализацию и графику видеоигр.
Самые популярные курсы:
Программа рассчитана на 12 месяцев. За это время каждый студент гарантированно научится работать в самых популярных программах и создаст портфолио из 10 проектов. После завершения обучения будет выдан диплом. Кроме этого, каждый выпускник будет трудоустроен. Это гарантировано договором обучения.
Обучение длится 2 месяца в удобном для студентов формате. Все практические уроки направлены на изучение ZBrush. Каждый студент научится создавать характерных 3д персонажей различной сложности, оживлять их и добавлять соответствующее окружение.
Программа длится 2 месяца и направлена на изучение возможностей AutoCAD. Студенты на практике осваивают все тонкости создания грамотных и понятных чертежей по всем требованиям.
После завершения обучения выпускники могут работать с интерьерами, экстерьерами, строительными проектами на профессиональном уровне.
Обучение длится 5 месяцев и проходит в удобное время. Все материалы курса остаются в бессрочном доступе. Каждый студен на практике учится создавать качественные визуализации, неотличимые от фотографий. Во время обучения будет создано 5 работ для портфолио.
Курс подходит начинающим дизайнерам, так как помогает освоить самые популярные программы с нуля. Теория и практика коснется тем: визуализация различных интерьеров, моделирование по готовым чертежам, настройка света, самостоятельное создание интерьеров на заказ.
Кроме этого, для действующих студентов и выпускников существует бизнес-клуб, в рамках которого проводятся закрытые встречи с профессионалами. Во время обучения каждый студент выполняет задания в своем темпе.
Возможности программы
Приложение поддерживает полноценное NURBS- и полигональное моделирование, а также возможна работа с BodyPaint 3D для создания текстурных карт и разверток UV. Есть отдельная толковая персонажная анимация, динамичная верстка твердых и мягких тел вкупе с популярным ныне модулем для создания реалистичных волос. Последний прекрасно работает в тандеме с nVidia HairWorks, поэтому может обеспечить выполнение любых задач, так или иначе относящихся к волосам.
Отдельно стоит упомянуть о поддержке систем частиц Thinking Particles, которая реализована ничуть не хуже, чем в том же Unreal Engine 4. Кроме того, софт предлагает очень неплохой встроенный визуализатор, где можно проследить все этапы верстки на всех уровнях.
В качестве явных плюсов можно отметить эффективность программы, ее сравнительно быструю работу, понятный интерфейс, обилие функционала, а также отличную синергию с маститым Adobe After Effects. Судя по отзывам пользователей, критичных минусов здесь попросту нет.
Blender
В отличие от прочих, это полностью бесплатная программа для 3D моделирования, к тому же из числа лучших. Несмотря на бесплатность, по функционалу Blender можно сравнить с 3DS Max. О возможностях говорит хотя бы тот факт, что эта программа использовалась для создания спецэффектов во многих фильмах компании Marvel. Она находится в ТОПе подобных инструментов уже много лет.
Blender может устанавливаться на различные системы, имеет много обучающих материалов, легко осваивается. Есть возможность расширения функционала путём установки разных плагинов. Широко применяется для создания игровых моделей.
В функционале имеются модули для работы с частицами, жидкими и мягкими телами, волосами, можно использовать скелетную анимацию. Имеется и режим лепки, а также обычное полигональное моделирование и с применением сплайнов.
Преимущества Blender:
- программа бесплатная;
- небольшой размер;
- совместимость с разными системами;
- обилие обучающих материалов;
- простота изучения.
Недостаток: в Blender сложно прорабатывать одежду персонажей, и они сами получаются больше мультяшными.
Тестирование твердотельной 3D-модели
Трехмерные твердотельные модели можно тестировать по-разному, в зависимости от того, что требуется, с помощью моделирования, проектирования механизмов и анализа. Если двигатель спроектирован и собран правильно (это может быть сделано по-разному в зависимости от того, какая программа 3D-моделирования используется), используя инструмент механизма, пользователь должен иметь возможность определить, правильно ли собран двигатель или машина, по тому, как они работают. Разный дизайн нужно будет тестировать по-разному. Например; насосу для бассейна потребуется имитация потока воды, протекающей через насос, чтобы увидеть, как вода течет через насос. Эти тесты проверяют, правильно ли разработан продукт или его нужно модифицировать для соответствия его требованиям.
№5 – ZBrush
При помощи ZBrush вы можете буквально вылепливать объекты, используя множество разнообразных инструментов. Аналогов у редактора нет, ближайшим к нему по смыслу является Maya, но он лишь предлагает специальные инструменты для скульптинга.
Программа ZBrush отлично подойдет всем работникам игровой и киноиндустрии, где огромную роль играет проработка и реалистичность. С помощью редактора вы можете создавать персонажей для игр и тщательно прорабатывать их детали.
Учитывая узкую направленность софта, разобраться в нём довольно трудно. Это и является главным недостатком программы.
Компас 3D
В настоящее время это самая популярная программа для объемного моделирования, применяемая в коммерческих целях.
Это связано с тем, что она обладает наиболее полным функционалом и удобным интерфейсом.
Программа реализуется платно и стоит дорого, имеет множество вариантов лицензии – для коммерческого, личного, группового использования и т. д.
Требовательна к аппаратным ресурсам, но имеется несколько вариантов, ориентированных на различные системы и ресурсы.
Positives
- Очень широкий функционал;
- Удобный интерфейс;
- Простая и быстрая работа;
- Красивые и реалистичные эскизы на выходе.
Негатив:
- Высокая цена как коммерческой, так и некоммерческой версии;
- Высокие требования к аппаратным и системным ресурсам;
- Для неопытного пользователя она может быть достаточно неудобной.
Краткий обзор лучших программ 3D моделирования
Попытки завоевать пользователя делают многие компании. В той или иной степени, это удается. Предлагаемые опции нравятся одним и не воспринимаются другими. Однако лидеров в производстве профессиональных программ, использующихся для проектирования серьезных объектов не так много. Первым в этой гонке идет компания Autodesk. Сразу две программы разработчика крайне востребованы у профессионалов. Это пакеты Maya и 3Ds max. Сложно определить какая из них лучше.
Считается, что Maya более удобна для создания анимации, персонажей, но сложнее в изучении. 3Ds max более прикладной пакет. Облегченная система назначения материалов поверхности и широкие возможности проектирования сложных технических объектов делает ее популярной среди производственников, дизайнеров. Однако споры о преимуществах и недостатках программного обеспечения среди почитателей этих двух приложений не утихают.
SolidWorks — первая программа на платформе Windows, поддерживающая все стандарты САПР и стала пионером в сфере твердотельного моделирования. Многофункциональный пакет для создания образов 3D высокого качества, обработки информации по инженерным сетям с анализом их состояния. Прикладная программа, решающая не только графические задачи, но и способная создавать конструкторские документы по правилам САПР и ЕСКД. Популярна во многих областях реальной производственной деятельности.
Cinema 4D — обладает схожими с Autodesk 3Ds max опциями и функциями. Изначально разрабатывалась для визуализации художественных проектов, что отразилось на названии. Однако в процессе эволюции разрослась в полноценную программу высококачественного проектирования 3D моделей, по возможностям не уступающую продуктам Autodesk. Имеются некоторые преимущества в области анимации, реалистичности в реальном времени без рендеринга. Но до популярности 3Ds max далеко.
Sculptris — оптимальный вариант для новичка. Интуитивно понятный интерфейс не перегруженный специальными функциями. Фактически это виртуальный пластилин, из которого можно лепить модель любой формы. В практике профессиональных проектировщиков используется редко, только для создания свободных, художественных объектов в архитектуре, дизайне интерьеров.
Ashampoo Home Designer Pro 4 — качественный пакет для реализации проектов домов, интерьеров, ландшафтов. Достаточный функционал для решения сложных задач. Встроенные готовые 3D модели облегчают и ускоряют создание объектов. Хорошая поддержка от производителя и содружества. Участники программы со всего мира обмениваются проектами и технологиями работы. Отличный способ влиться в число профессиональных дизайнеров.
IClone — набор инструментов программы позволяет быстро воздавать анимационные сценарии. Для обучения навыков объемного моделирования хороший помощник. Популярна программа среди создателей мультфильмов в домашних условиях. Однако по функционалу существенно уступает более продвинутой Cinema 4D.
AutoCAD — один из старейших продуктов в области трехмерной графики. Более 20 лет успешного использования в практике инженеров, проектировщиков. Функционал позволяет реализовывать идеи как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. Программа от Autodesk используется и сегодня на некоторых предприятиях и в проектных организациях. Однако стремительно сдает позиции более продвинутым продуктам этого же разработчика.
Sketch Up — бесплатный проект, широко использующийся на практике. Значительно проще, чем более авторитетные конкуренты. Но продукт имеет заслуженную репутацию в сфере быстрой визуализации проектов. Любят программу за то, что можно не загружая системные ресурсы создать эскиз средней сложности, что бывает необходимо в компаниях, работающих непосредственно с заказчиками. Любят ее строители, ремонтники специалисты ландшафтного дизайна. Простой, интуитивный интерфейс дает возможность формировать пространство на глазах клиента в течение нескольких минут.
Перечень программ объемного моделирования можно продолжать, но в списке упомянуты лидеры в отдельных категориях и направлениях проектирования. Не затрагивались приложения чисто развлекательного характера, которые не имеют прикладного значения. Каждый год появляются новые разработчики в области 3D моделирования, количество продуктов сотни
Некоторые из них заслуживают внимание, но популярности они сильно уступают лидерам продаж. Отчасти это связано с репутацией
Конкуренция в этой сфере крайне жесткая.
3Ds Max
Долгие годы этот 3D редактор остается одним из самых востребованных и широко используемых в мире. Его используют художники и дизайнеры, работающие в самых разных областях. Это архитектурный и ландшафтный дизайн, игровая индустрия, разработка компьютерных анимаций. Те есть вы без проблем можете заниматься как моделированием интерьера или квартиры, так и игровых персонажей или автомобилей.
3Ds Max имеет самый широких набор возможностей создания объектов. Здесь возможно не только редактирование любых трехмерных моделей, но и разработка текстуры и внешнего вида, работа в источниками освещения, анимация, расчет и применение спецэффектов. В сети есть большое количество уже готовых материалов, а также 3д проектов, которые можно импортировать в эту программу, затем работать с ними.
Базовые способы создания моделей — модификация исходных простых объектов на основе сплайнов и полигонов. Так, создав простенький объект, путем последовательной трансформации можно получить сложную и оригинальную модель. Звучит не совсем понятно, но, разобравшись, можно создавать практически все, что угодно. Проще говоря, из обычного куба вы можете сделать кабину грузовика или основу для дома, а из цилиндра — цистерну. Надеюсь, я понятно объяснил.
Главное окно 3Ds Max имеет ряд вкладок. Главные из них — операции с файлами (сохранение, импорт, новый проект), создание базовых структур различных категорий, инструменты для редактирования, библиотека и редактор материалов, работа с освещением, управление анимацией и финальный рендеринг. Большую область экрана занимает окно, где отображается модель в 3-х проекциях и трехмерном виде.
Достоинства
- отличная функциональность, которая позволяет создавать потрясающие модели;
- огромная библиотека текстур и материалов;
- хорошие возможности анимации;
- поддержка моделей из других приложений для 3D моделирования;
- много обучающих роликов, статей.
Недостатки
- официальная версия — платная и достаточно дорогая;
- сложная в освоении новичками.
Sketch-Up
Это очень простая в использовании программа для простого моделирования зданий и интерьеров. Она рассчитана на массовое использование, а потому имеет встроенную систему обучения и минимум инструментов, притом разобраться с ними не составит труда.
Так как компания, разрабатывающая эту программу, в своё время принадлежала Google, она интегрирована с сервисом Google Maps, чтобы все пользователи могли добавлять на карту свои трёхмерные модели зданий и других достопримечательностей.
Преимущества Sketch-Up:
- простота использования;
- бесплатность для личного пользования;
- можно быстро создать интерьер своей квартиры и подвигать мебель.
Недостатки:
- несовместимость файлов в ранних версиях;
- может нестабильно работать.
На самом деле 3D-редакторов гораздо больше, есть и для общего использования, и специализированные. Но указанные здесь – самые известные, и именно с их помощью была создана большая часть той 3D-графики, которую мы можем наблюдать сейчас.
Конечно, вас интересует вопрос, сложно ли научиться пользоваться одним из таких редакторов, чтобы своими руками создать что-нибудь интересное. Или даже дойти до достаточно высокого уровня, чтобы начать зарабатывать. Конечно, это довольно сложно для новичка и потребует некоторых усилий. Но это вполне возможно, есть много обучающих уроков на YouTube и на других сайтах.
Что касается самих программ, то 3DS Max и некоторые другие, например, можно получить совершенно бесплатно, если оформить студенческую лицензию или записаться на короткое обучение на официальном сайте. А Blender изначально бесплатен и довольно перспективен.
Пользуетесь ли вы какой-нибудь из перечисленных программ или другой? Поделитесь своим мнением о ней, возможно, это пригодится кому-нибудь из наших читателей.