Упражнения для улучшения памяти
Содержание:
- Тренировка памяти у пожилых людей
- Как быстро развить память и внимание
- Как развить память у ребенка
- Эффективные упражнения
- Упражнения для развития памяти
- Принципы запоминания информации
- 8 факторов, ухудшающих память
- Воспроизведение
- 11 важных законов памяти
- Упражнения
- Что такое мнемотехника
- Факторы, влияющие на ухудшение памяти
- Цель тренировки памяти
- Особенности
- Заключение
Тренировка памяти у пожилых людей
В преклонном возрасте работа мозга заметно ослабевает. Это связано с тем, что снижается способность нервных клеток реагировать на внешние и внутренние возбудители, вследствие чего деятельность головного мозга уменьшается. Кроме ухудшения запоминания, наблюдается и потеря концентрации внимания. Но это не означает, что эти процессы являются следствием болезни, или ситуацию нельзя улучшить. Рассмотрим способы как натренировать память у пожилых людей:
Собирайте пазлы. Подберите понравившуюся картинку и вперед! Только не начинайте с больших и сложных, потому что они могут оказаться тяжелыми в сборке, а такое занятие вам надоест.
Перед тем как лечь спать разберите по полочкам события своего дня: вспомните дела, которые вы делали, с кем вы встретились, о чем говорили. Чем детальнее вспомните, тем лучше.
На каждую букву алфавита придумайте по 5–10 слов. На это упражнение придется затратить время, но зато по его окончании вы почувствуете активную работу мозга!
Играйте в настольные игры — шахматы или шашки. Особое значение уделите концентрации внимания, когда придумываете ходы. Отгадывайте кроссворды, сканворды
Играя каждый день по 30 минут, вы активизируете ваше внимание и процесс запоминания.
Как быстро развить память и внимание
Следует помнить, что даже при регулярных занятиях, моментального эффекта ждать не стоит, однако, буквально через месяц после начала тренировки памяти, можно увидеть потрясающий результат
Помимо конкретных упражнений, нужно придерживаться определенных правил и создавать условия, при которых повышается внимание, а память всегда находится в тонусе
А именно:
Подбирайте цвета. Если вы работаете за компьютером, старайтесь не выбирать для своего кабинета кричащие оттенки
После нескольких часов монотонной работы они будут рассеивать внимание, слова начнут вылетать из головы, продуктивность заметно снизится.
Используйте уловки для мозга. Развлечение, знакомое и детям, и взрослым
Возьмите фломастеры и напишите название цветов на бумаге, но так, чтобы цвет фломастера и написанное слово различались. Затем попробуйте это прочитать. Отличная тренировка на развитие внимания и концентрации.
Концентрируйтесь на одном деле. Если вы заняты уборкой дома или работаете в офисе, постарайтесь оградить себя от посторонних мыслей, не имеющих ничего общего с вашим занятием. Не отвлекайтесь на разговоры с коллегой или на телефонный разговор с подругой, полная концентрация на текущем деле развивает внимание и держит мозг в тонусе.
Тренировать свою память можно в любом месте и в любое время. Рисуйте мысленно предметы, пересказывайте события дня, повторяйте про себя стихи. При постоянной тренировке можно добиться отличных результатов.
Как развить память у ребенка
Занимаясь с ребенком, нужно учитывать его возраст. До 12 лет все упражнения должны проходить в игровой форме. Например, можно играть в подбор ассоциаций: устроить соревнование, кто подберет больше разных образов и ассоциаций к одному слову. Еще можно воспроизводить сложные цепочки (например, из 20 слов) на скорость.
Желательно, чтобы один из родителей показывал приемы запоминания на собственном примере, поясняя, как именно он это запомнил, (через какие ассоциации). Особенно полезно, если объекты сложны для запоминания (например, цифры). Нужно составить на цифры образный алфавит (понять, на что, по-вашему, похоже каждое число от 0 до 9). Например:
- 0 напоминает пончик;
- 1 — подъемный кран;
- 2 — лебедь;
- 3 — лук с натянутой тетивой;
- 4 — перевернутый стул;
- 5 — морской конек;
- 6 — замок;
- 7 — коса;
- 8 — снеговик;
- 9 — воздушный шарик.
Создав свой собственный образный алфавит, можно учить даты, составляя цепочку и придумывая историю. Например, дату Ледового побоища (1242 год) можно запомнить так: представьте большой подъемный кран, в кабине которого сидит лебедь. Он цепляет на крюк стулья и сбрасывает вниз, где их ловит другой лебедь.
Чтобы различать двух лебедей, можете надеть на них разные свитера или кепки. По мере тренировки можно будет опускать единицу, потому как большинство дат начинаются одинаково. Цепочку можно сократить до трех элементов. В результате ребенок сам начнет придумывать ассоциации и запоминать намного быстрее.
Unsplash
Эффективные упражнения
Есть много упражнений для улучшения памяти. Чаще они используются для детей, эффективно действуют также на взрослых. Но мало только знать, как упражнениями улучшить кратковременную память. Заниматься нужно регулярно, не менее 20-30 минут каждый день. Чтобы тренировка подействовала навсегда, должно пройти 1,5-2 месяца. Ученые, (да и вы сами это чувствуете,) уже доказали, что память нужно улучшать, без постоянной тренировки она постепенно ухудшается. Для этого можно использовать самые популярные упражнения. Каждое из них рекомендуется выполнять ежедневно по 5-6 раз.
«Техника Фибоначчи». Заключается в том, чтобы мысленно называть определенный ряд чисел. Каждое последующее представляет собой сумму предыдущих.
«20 слов». Нужно чтобы кто-то написал на листе 20 любых, не связанных между собой слов. Нужно смотреть на них минуту, можно проговаривать. После этого вспоминать
Важно не только количество запомнившихся слов, но и их порядок.
«Абзац». Открыть любую книгу наугад, прочитать первый попавшийся абзац
После этого нужно пересказать его как можно ближе к тексту.
«Техника Пифагора». Вечером нужно вспоминать все события дня, начиная от пробуждения. Постараться воспроизвести их в подробностях и правильной последовательности.
«Придумывание слов». Это упражнение эффективно активизирует работу мозга. Нужно на каждую букву алфавита придумывать по 10 слов.
На упражнения для тренировки памяти можно не выделять отдельного времени, а выполнять их в течение дня
Обращать внимание на постеры, запоминать 10 товаров на витрине магазина, вспоминать услышанную утром песню. Для каждого свои эффективные методы
Можно пользоваться только одним упражнением или применять все способы. Но кратковременную память можно и нужно тренировать.
Упражнения для развития памяти
После того как вы поработали над воображением, пора переходить непосредственно к памяти. Предлагаю два действенных упражнения.
Парочки
Например, нужно запомнить слово подушка, что по-английски pillow . Теперь подберите фонетически похожее русское слово, например, пила. Свяжите два образа (пила и подушка).
Представьте огромную белую мягкую пуховую подушку, которую пилит пила. Разумеется, весь пух разлетается по воздуху и все вокруг становится белым. Держите эту картинку в голове и повторите три раза вслух: pillow, pillow, pillow.
Если слово длинное, делите его на два мелких, например, слово созвездие (constellation) можно представить как коня с тележкой. Главное условие — создать максимально яркую связь между образами, которую не нужно будет вспоминать (картинка сама появится в голове). Дальше желательно как можно быстрее переходить на материал, который будет актуален для вашей работы.
Цепочки
Второе упражнение называется «Цепочки». Оно предполагает запоминание слов с помощью яркой придуманной истории. Так можно запомнить список покупок.
Например: хлеб, апельсины, колбаса, стиральный порошок, лампочка. Представьте свежую половинку хлеба, которую вы взяли с прилавка. Вы уже готовитесь положить ее в корзину, но замечаете, что из хлебной мякоти торчит апельсиновая корка. Вы тяните за нее и вытаскиваете целый апельсин. Теперь разрезаете его, а внутри не апельсин, а колбаса, но и с ней не все в порядке. Из белых прожилок в мясе прямо на пол начинает сыпаться стиральный порошок. Вы смотрите на гору порошка на полу, а внутри горит лампочка. Чем забавнее и необычнее будет ваша история, тем быстрее вы вспомните элементы цепочки.
Принципы запоминания информации
При запоминании важно понимать, о чем идет речь. Провести аналогию с уже известной информацией, тогда новая станет ясной и легко усвоится
Повторение услышанного материала полезно, считается одним из принципов овладения новой информацией. Нужно передавать сведения своими словами, не пытаться точно воспроизвести услышанное или прочитанное. Главное – фиксировать суть и прослеживать логику. Можно проговаривать вслух или рассказывать знакомым. Эти действия способствуют укоренению фактов в памяти.
Запоминание, мыслительный процесс в действии
Новые знания пытаются вытеснить старые. Чтобы не лишиться их, нужно периодически возвращаться к ним для повторения. Лучше запоминать информацию частями, разделив ее на логические блоки, составить план. Можно придумать ассоциации для каждой части, они могут быть связаны с объектом или эмоцией. Главное, чтобы они были яркими и хорошо знакомыми. Такая связь поможет легко воспроизвести новую информацию.
Хорошо применять полученные знания на практике. Использование информации в жизни поможет надолго запомнить, снабдив жизненным опытом.
8 факторов, ухудшающих память
Если вы заметили, что у вас ухудшилась память, не торопитесь паниковать. Сначала оцените не присутствуют ли в вашей жизни следующие факторы, а именно, вы:
перенапряжены, в последнее время у вас была стрессовая ситуация на работе или дома
мало и плохо спите
не отдыхаете, не гуляете на свежем воздухе, не ходите от получаса до часа в день и
не нагружаете себя физически
принимаете лекарственные средства, которые вызывают сонливое состояние (например, антидепрессанты, успокаивающие средства, антигистаминные препараты, снотворные средства, некоторые сердечные средства вызывают сонливость и заторможенность)
злоупотребляете алкоголем (он не дает сформироваться следам памяти, несколько глотков уже нарушают работу кратковременной памяти, большие дозы нарушают обработку информации, запоминание и абстрактное мышление)
очень много пьете кофе (с вниманием не совместимы возбудимость, нервозность, которые дает избыток кофеина)
сильно беспокоитесь по поводу проблем с вашей памятью =)
Устранение вышеуказанных факторов само по себе может наладить работу памяти.
Кроме того, нужно делать поправку на возраст и ваш режим деятельности, творческую активность, задействованность памяти в работе.
Но если ухудшение памяти серьезны и замечаете это не только вы, то лучше обратиться к специалистам, чтобы они могли оценить структуру расстройства.
Особенность расстройств помогут предположить о том, есть ли заболевание и каков его характер.
А потом уже принимать нужные меры, действовать, но ни в коем случае не беспокоиться
Беспокойство и депрессия само по себе снижают способность запоминать, поскольку наше внимание сосредоточено на волнениях
Потому что человек может в одну минуту времени заниматься только одним делом, а поскольку оно занято только переживаниями, нет и возможности запоминать.
Что нужно делать? Перестать беспокоиться, просто взять и перестать. Чем больше вы беспокоитесь о том, что плохо запоминаете, тем хуже у вас память.
Нужно расслабиться при помощи, например, музыки. Какая музыка может к тому же улучшить и расширить память? Читайте нашу статью.
Кроме того, необходимо знать основные законы памяти.
Воспроизведение
Есть еще один секрет, позволяющий хорошо запоминать любую информацию. После заучивания необходимо повторять ее, не смотря в источник — вне зависимости от того, где была взята информация. При этом запоминаемый материал необходимо проговаривать вслух, а затем сравнивать с первоисточником. Если образ не срабатывает, необходимо пересмотреть его, и по возможности скорректировать. Например, на одном из портретов Ф. М. Достоевского великий русский писатель изображается с пером в руках. Автор этого портрета – В. Перов. Что делать, если два слова связаны, но «зацепка» не помогает? Можно при очередном повторении вообразить образ пера огромных размеров.
11 важных законов памяти
Если начинать исчисление изучения памяти с Аристотеля, то ей занимаются уже 2,5 тысячи лет. За это время было сформулировано очень, очень много законов.
Их обнаруживали не только ученые, но и простые люди, а ученые потом доказывали их обоснованность.
Но есть самые нужные, которые необходимо использовать в повседневной жизни.
1. Как эффективно повторять, чтобы запомнить материал легко и надолго. Повторение несколько раз подряд не эффективно, лучше повторение распределить во времени. Как?
Запоминаем и повторяем в следующем порядке:
Один раз прочитать материал. Потом пересказать.
Далее активируем кратковременную память:
Через 15-20 минут еще 1 раз прочитать, а потом 1 раз пересказать
Активируем долговременную память:
- Спустя 2 часа пробежаться глазами
- Через 12-24 часа пробежаться глазами
- Прочитать материал через 3 дня
- Еще раз поработать с материалом через неделю
Вот и все. И установка — необходимо себе сказать, что запроминаем навсегда.
2. Простое событие, вызвавшее сильную эмоцию, запоминается на долго.
3
Запоминается то, что на что мы обращаем внимание. Чем сильнее концентрируемся, тем на дольше запоминается материал
4. Эффект края. Лучше помним то, что идет в начале сообщение и в конеце.
5. Эффект Зейгарник. Лучше запоминается и вспоминается то, что не было завершено.
6. То, что интересно запоминается без труда. Этот закон особенно проявляется при взрослении.
Поскольку ресурсы памяти с возрастом уменьшаются, то человек при старении пытается неосознанно сэкономить их и запоминает только то, что связано с его интересами, например, с его деятельностью.
Поэтому намеренное и специальное использование памяти в деятельности взрослыми способно поддерживать память в хорошем и отличном состоянии.
Молодой же человек может запоминать и то, что не интересно, на всякий случай, чисто механически.
Работа с материалом перед запоминанием, влияние любой деятельности
7. Материал перед запоминанием необходимо понять. Понятый и осознанный материал запоминается лучше.
8. Классификация, структурирование материала, связывание по смыслу улучшает память.
Например, если вам необходимо запомнить ряд картинок, то можно связать некоторые из них в смысловые блоки, которые легко можно запомнить и вспомнить.
На картинке ниже классифицируйте предметы и постарайтесь запомнить.
9. Лучше мы запоминаем все, что связано с содержанием творческой деятельности, когда мы творим.
10. Память каждый раз перезаписывается при ее использовании. Если вы выучили стих и если через два часа вы решили его повторить и повторили не правильно, то запишется неправильная информация еще прочнее.
Чтобы этого не произошло, в трудных моментах не позволяйте себе или ребенку ошибаться, лучше подсмотрите или вместе прочитайте по книге.
11. Интерференция.
Если после заучивания одного материала, вы начинаете запоминать другой похожий материал, то это «стирает предыдущую информацию», а по научному — вызывает торможение образования необходимых связей для запоминания первого материла.
Или ретроактивное торможение. Тот же эффект наблюдается, если вы после заучивание материалы выполняете трудное задание, например, решаете трудную задачу.
Необходимо избирательно подходить к процессам запоминания, чередовать дела и делать перерывы.
Есть ли простые и эффективные упражнения?
Упражнения
Упражнения помогают развить мозг и все психические процессы. Их легко выполнять даже в самый занятый день. Как правило, они не занимают больше 10 минут, а эффект имеют внушительный. Вот несколько из них:
- Отлично развивает память устный счет. Мои друзья так в детстве каждый вечер занимались: родители задавали примеры и давали спички в качестве баллов за ответы. Потом эти баллы дети могли на что-то обменять. Пусть для вас разминкой будет счет в обратном порядке, например, от 250 до 0. А чтобы усложнить, считайте, вычитая 4 из каждого числа: 250, 246, 242 и так далее.
- Возьмите несколько мелких предметов. Особенно в семьях с детьми их всегда тьма-тьмущая. Например, разложите перед собой заколки, часы, батарейки, канцелярские принадлежности. Потом внимательно посмотрите, отвернитесь и назовите вслух все, что было перед вами.
- Немного усложним. Нужно найти в интернете картинку с крупным рисунком часов. Смотрите на нее не больше 30 секунд, подключите всю свою внимательность. Потом закройте ее и нарисуйте изображение на листе бумаги. А затем сравните картинку с вашим рисунком.
- Сделайте себе три столбца слов, например, по 5–7 слов в каждом. Они не должны зависеть друг от друга, это существительные в именительном падеже. Теперь постарайтесь в течение минуты запомнить все слова. Потом отвернитесь и на чистый лист бумаги в том же порядке запишите их. Это сложно, но классно тренирует. Кстати, по такому принципу работают многие тесты на память.
- Для детей подходит самодельный пазл: нужно приготовить две одинаковые картинки. Одну дать на рассмотрение и запоминание, а другую разрезать на кусочки. Покажите ребенку в течение 30 секунд первую, затем он должен собрать вторую так, как запомнил. Это очень хороший способ тренировки запоминания.
На картинке ниже приведены еще некоторые эффективные и интересные упражнения. А вообще, тренировать способность к запоминанию можно на каждом шагу. Включайте фантазию и придумывайте задания на свой вкус.
Упражнения для тренировки памяти
Что такое мнемотехника
Мнемотехника, или мнемоника, — это метод эффективного запоминания информации, основанный на построении ассоциаций. Например, не так легко наизусть зазубрить последовательность планет Солнечной системы. Но если выучить простую считалку, в которой каждое слово связано с конкретным небесным телом, задача становится не такой сложной.
«Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли», — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Существует много разных мнемонических приемов. Само слово «мнемоника» — древнегреческое (μνημονικόν — искусство запоминания), но впервые записали большинство методов запоминания римляне. До нас дошел анонимный трактат на латинском языке «Риторика для Геренния», созданный в 80-х годах до н. э. В нем читателя знакомят с методом чертог разума или дворца памяти, который использует герой Бенедикта Камбербэтча в сериале «Шерлок».
Шерлок Холмс погружается в чертоги разума, чтобы с помощью ассоциаций найти нужный ответ
Факторы, влияющие на ухудшение памяти
Проблемы с памятью не всегда указывают на присутствие какого-либо расстройства памяти (о них мы поговорим ниже). Существуют определённые обстоятельства, негативно влияющие на нашу способность к запоминанию.
Недостаток сна
Дефицит сна вызывает усталость и истощение, что не способствует развитию наших когнитивных способностей. В частности, сон влияет на восстановление организма в целом и нервной системы в частности, а также на консолидацию памяти
Поэтому нехватка сна влияет не только на память, но и на другие высшие когнитивные процессы, такие как внимание и концентрация
Проблемы с вниманием
То, что мы иногда принимаем за проблемы с памятью, на самом деле является проблемой с вниманием. Если мы не сконцентрируемся на стимуле, то вряд ли сможем его запомнить
То же самое происходит, когда мы одновременно уделяем внимание сразу нескольким стимулам.
Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.
Интерференции при запоминании
Интерференции появляются при обучении. Если мы запомнили что-то до или сразу после того, что нам нужно выучить, то скорее всего, возникнут помехи. Что имеется ввиду? Например, если вы запомнили список А с перечнем животных, а затем прочитали список Б, в котором часть животных совпадает с указанными в списке А, а часть — нет, то велика вероятность того, что когда вас попросят назвать животных из списка А, вы назовете в том числе каких-то из списка Б. Это называется интерференция. Другими словами, интерференция — это взаимодействие между новой информацией и уже имеющимися воспоминаниями, что отрицательно влияет на усвоение нового материала.
Старение
Одна из первых и неизбежных причин, которые приходят в голову, когда возникают проблемы с памятью, это старение. По мере старения организма люди осознают, что им становится труднее вспомнить определённую информацию или запомнить что-то новое. К тому же с возрастом люди чаще становятся рассеянными (“Куда я положил ключи?”). Как правило, с трудностями, связанными с памятью или обучением пожилых людей, можно справиться, предоставим им больше времени на решение той или иной задачи. Также, возможно, вам будет интересно прочитать, что такое здоровое старение.
Негативные эмоции
Депрессия, тревожность или стресс сопровождаются чувством одиночества, беспокойства, грусти и тоски
Это Это способствует развитию проблем со вниманием и ухудшению памяти. Как правило, эта забывчивость носит временный характер и исчезает вместе с отрицательными эмоциями
Кроме того, есть некая субъективность по отношению к негативным воспоминаниям, т.е. мы больше склонны помнить о плохих сторонах нашей жизни и недооценивать всё остальное.
Употребление алкоголя
Алкоголизм является причиной серьёзных проблем с долговременной памятью. В частности, он может привести к развитию синдрома Корсакова, который сопровождается как ретроградной, так и антероградной амнезией, в результате чего, можно сказать, заболевший фактически становится человеком без прошлого и будущего. Поэтому страдающий синдромом Корсакова может компенсировать эти пробелы в памяти вымышленными историями и придуманными событиями. Кроме того, возникают проблемы с координацией движений, появляется сонливость, спутанность сознания, нервозность, потеря слуха, а в некоторых случаях даже галлюцинации.
Физические и физиологические проблемы
Тромбы мозга, инфекции, опухоли, недостаток витамина B12, анемия или заболевания щитовидной железы также могут влиять на дефицит памяти. Если у вас есть подозрения либо уже диагностированы эти заболевания, необходимо обратиться к врачу.
Ещё одна причина потери памяти — удары и травмы головы, а также кровоизлияние в мозг. Они вызывают амнезию и могут привести к сосудистой деменции.
Некоторые медикаменты также могут влиять на память. В качестве примера можно привести анксиолитики, противоэпилептические средства и средства против гипертонии.
Цель тренировки памяти
Непроизвольная. Отсутствие цели для запоминания. Информация впитывается даже если она совсем не нужна.
Произвольная. Запоминание материала — целенаправленный процесс.
В современную эру интернета, процесс работы с запоминанием стал более удобным и эффективным, все благодаря возможности использования онлайн-тренажеров. Они доступны в любом месте с любого устройства и позволяют с умом использовать свободное время на пути к работе или домой.
Внимание – главное составляющее работы мозга и памяти. Если на объекте нет концентрации, то ни о каком запоминании не может быть и речи
Поэтому важно направлять внимание на то, что вам нужно запомнить, подкрепляя это конкретными целями. Например, чтобы выучить ПДД поставьте себе такую цель – чем больше внимания я сконцентрирую на правилах сейчас, тем больше я выучу, и тем наименее проблематично сдам экзамены
Метод, основанный на ассоциациях
Ассоциации образуют связь между кратковременной памятью и тем, что уже было заложено в долговременную. Поскольку новый воспринимаемый объект уже подкреплен в долговременной памяти, на его запоминание нужно меньше усилий и времени. Главное – ассоциация должна быть понятной и легкой для восприятия.
Эти методы можно применять в повседневной жизни или для выполнения конкретных упражнений, направленных на развитие запоминания.
Выше мы условились, что выделяют кратковременную и долговременную память, и что одна напрямую связана с другой. Конечно же, натренировать можно и ту и другую, но для каждой существуют различные техники и упражнения, которые мы рассмотрим ниже.
Память является одним из свойств мозга
Поэтому работа над ее улучшением развивает внимание, мышление и восприятие. Различают кратковременную и долговременную память
Первая предназначена для хранения информации в течение короткого промежутка. Позволяет запомнить номер телефона, адрес, список покупок в магазине.
Дошкольники не понимают, как работать с памятью, не видят способов воздействия на нее. Она носит выборочный характер. Навык управления появляется на следующих этапах онтогенеза. В дошкольном возрасте упражнения и игры, стимулирующие работу мозга, должны быть инициативой родителей.
Для приобретения знаний и освоения новой информации необходимо тренировать оперативную память, без которой невозможно развитие долговременной. Техники, направленные на улучшение памяти, влияют на развитие внимания и наблюдательности. Нужно научиться получать информацию, анализировать. Выделять необходимое для запоминания, именно это сохраняется в памяти. В будущем можно воспроизводить необходимую информацию, сопоставлять новую с ранее полученной. Так строится процесс обучения, познания.
Особенности
Многие считают, что развивать память взрослому человеку ни к чему, потому что основы заложены с детства и, если с ребёнком не занимались, ничего исправить уже нельзя. Это частично может касаться речи или мышления, но только не способности запоминать и воспроизводить информацию. Её можно и даже нужно тренировать на протяжении всей жизни.
В молодом возрасте
С 20 до 30 лет память ухудшается чаще всего из-за черепно-мозговых травм, перенесённых инфекций, нездорового образа жизни, психотравмирующих факторов. Злоупотребление алкоголем, хроническое недосыпание, проблемы в отношениях и на работе — всё это отрицательно сказывается на функционировании мозга. Чтобы исправить ситуацию, в первую очередь надо привести в порядок свою жизнь. А затем уже подобрать соответствующие тренажёры и комплексы упражнений. Как правило, в этом возрасте всё ещё не так запущено, и можно спокойно заниматься в домашних условиях по 5-10 минут в день.
В среднем возрасте
С 30 до 40 лет взрослые начинают развивать память чаще всего с целью самоусовершенствования, чтобы больше и лучше запоминать пласты информации, необходимые для успешного продвижения на работе. Это отлично помогает справляться со всеми возложенными обязанностями и попутно повышает IQ, так как подобные методики работают над улучшением ещё и мыслительных процессов. Для этого возраста можно посоветовать достаточно сложные для освоения современные мнемотехники вроде «Джордано».
Серьёзные проблемы начинаются с 40 до 50 лет. В организме происходят гормональные изменения, запускаются процессы старения, замедляется метаболизм, что не лучшим образом сказывается на функционировании мозга. Самое время заняться развитием своих способностей, или с каждым годом ухудшение будет только прогрессировать: провалы будут всё более глубокими и затяжными. В день нужно уделять этому уже не менее 15 минут.
В пожилом возрасте
Если взрослые своевременно занимались развитием памяти и успели к 50-летнему рубежу добиться на этом поприще определённых успехов, они почувствуют, насколько это было полезно. Во-первых, проблем обнаруживается гораздо меньше, чем у тех, кто никогда не слышал о мнемотехниках и нейробике. Во-вторых, это отличная профилактика старческого склероза и маразма, болезней Альцгеймера и Паркинсона.
Если регулярно (=ежедневно) выполнять упражнения, даже после 60 можно ходить в магазин без списка продуктов и по памяти спокойно набирать телефонный номер сына или дочери. Чем больше времени уделять этому в пожилом возрасте, тем эффективнее будут работать используемые методы. Но по поводу их выбора лучше проконсультироваться с врачом.
Заключение
Развитие памяти тесно связано с развитием внимания и мышления. Чтобы получить гармоничную тренировку всех граней сознания, нужно делать упражнения не только на отдельные психические функции, но и на визуализацию. Мы подготовили чек-лист, с помощью которого вы сможете тренироваться и получить результат.
Главное — правильно поставить цель и понять, для чего вы хотите тренировать память.
Не пренебрегайте системой повторения. Это важная часть механизма запоминания.
Осваивайте новое, учитесь и стимулируйте создание новых нейронных связей.
Замените зубрежку на ассоциативное запоминание. Полезно развивать и фоновое запоминание.
Начинайте не с памяти, а с развития воображения.
Тренируйте память с помощью запоминания парной (упражнение «Парочки») и последовательной (упражнение «Цепочки») информации.
Тренируя память ребенка, учитывайте его возраст
Используйте игровые механики и демонстрируйте легкость запоминания своим примером.
Занимаясь памятью, включайте упражнения на произвольное внимание.
Если мы говорим про прокачку мышления, то тренировка способностей к визуализации информации — один из главных критериев его развития.