Как начинать шахматную партию

Любопытные факты из жизни известных шахматистов

Наиболее знаменитыми и титулованными в мире шахмат являются чемпионы мира. Личности по-своему уникальные, а нередко и гениальные.

Эммануил Ласкер. Второй чемпион мира по шахматам не только восседал на шахматном троне 27 лет, но и был доктором математики, а также философом. Он выпустил брошюру «Борьба», которая описывает своеобразное ви́дение теории игр. 

Александр Алехин. Четвертый чемпион мира был всесторонне образованным человеком, свободно владевшим шестью языками. Находясь в эмиграции, он получил степень доктора права в знаменитой Сорбонне. 

А незадолго до этого, когда он жил в Советской России, он побывал студентом Государственной студии киноискусства, сотрудником столичного уголовного розыска, переводчиком Коминтерна. Мало того, Алехину пришлось посидеть в тюрьме, побывать под арестом и даже быть приговоренным к расстрелу. Возможно, что именно шахматные заслуги спасли его от столь жестокой участи.

Макс Эйве. Пятый чемпион мира, победитель самого Алехина, был не только выдающимся шахматистом, но и крупным ученым, а также президентом ФИДЕ (Международной шахматной федерации). 

В его послужном списке:

  • Должность директора Исследовательского центра.
  • Назначение главой учрежденной Евратомом комиссии.
  • Профессорская кафедра Высшей экономической школы Роттердама.
  • Должность профессора Тилбургского университета.

Михаил Ботвинник. Человек-легенда. «Патриарх» советской шахматной школы и при этом заслуженный работник культуры, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор. Кроме того, автор множества книг шахматной, кибернетической и электротехнической тематики, руководитель процесса создания первых компьютерных шахматных программ.

Тема шахматных чемпионов и многих выдающихся шахматистов настолько обширна, что ей посвящено огромное количество книг и видеоматериалов. В честь них проводятся мемориалы, печатаются почтовые марки и даже штампуются монеты (Пауль Керес, Эстония). 

Зайдя очередной раз в книжный магазин, желающие могут убедиться, что книг по шахматам написано и издано значительно больше, чем по всем остальным видам спорта вместе взятым. Осталось совсем немного: взять их и прочитать. 

Как стать профессионалом в шахматах

Вы уже изучили все правила шахмат и стоите на пути к совершенствованию? Вот что необходимо делать дальше:

  • Изучите алгебраические нотации. Это система используется шахматистами для записи партий или положения фигур на доске, чтобы читать и воссоздавать любую игру в дальнейшем.
  • Изучите ценность фигур. Не все шахматные фигуры одинаково сильны в партии. Научитесь определять их ценность и значимость в конкретной партии, тогда поймете, стоит ли ею пожертвовать.
  • Смотрите и анализируйте игры гроссмейстеров, прошлые и настоящие. Наблюдайте за профессиональной игрой между мастерами.
  • Начните с изучения игр древности начиная с 1600-х годов до начала 1900-х, их проще понять. Некоторые примеры мастеров той эпохи: Адольф Андерсен, Пол Морфи, Вильгельм Стейниц, Йоханнес Зукерерт, Эмануэль Ласкер, Хосе Рауль Капабланка, Александр Алехин.
  • Разгадывайте головоломки, которые помогут распознавать и идентифицировать тактические возможности и свои недостатки.
  • Научитесь использовать шахматный движок и искусственный интеллект для анализа. Сегодня самым полезным инструментом для игроков являются компьютеры. Для Windows и Linux популярным графическим интерфейсом является Arena. С его помощью вы сможете посмотреть игры в формате PGN, которые можно скачать с разных сайтов. Записывайте ваши игры для последующего анализа. Делайте то же самое, следя за живой игрой, осмысливайте позиции самостоятельно.
  • Следите за профессиональным шахматным миром. Знайте нынешних чемпионок и чемпионов мира, маститых и молодых игроков. Следите за мировыми турнирами.

Видео советы

Кого и чему ещё учат с помощью шахмат

В  Международной шахматной федерации (FIDE) отмечается, что сегодня больше 25 миллионов детей в мире занимаются шахматами в школьной среде. 15 миллионов из них находятся в Индии, пять миллионов — в Китае. Интересно, что учителей по шахматам, согласно тому же отчёту, куда меньше — всего 92 550.

При этом география школьных шахмат значительна: от Великобритании и США до Албании и Замбии, от Европы до Южной Америки. В 78 странах есть разработанные программы квалификации для обучения шахматам в школе. В некоторых из них, как, например, в Израиле, шахматы — это факультативный предмет. Но есть и страны, где игра становится частью обязательной программы.

Первой страной, где основам игры стали обучать в общеобразовательных школах в рамках академического, а не спортивного предмета, стала Армения. Программу внедрили в 2011 году, а уже в 2012-м шахматы стали отдельной дисциплиной в Армянском государственном педагогическом университете. Через несколько лет там появилась и профильная программа бакалавриата, открылся Научно-исследовательский центр шахмат. Причём скоро в Армении в шахматы начнут играть и в детских садах: минувшим летом в Армянском государственном педагогическом университете получили первые выпускники шестинедельных курсов переподготовки по теме «Шахматы в дошкольных общеобразовательных учреждениях».

Впрочем, шахматы можно использовать и в рамках других дисциплин, не только в качестве отдельного предмета. Леончо Гарсия, испанский лектор, комментатор и журналист, специализирующийся на шахматной тематике, в своём выступлении на ежегодном Глобальном шахматном фестивале рассказал, как это можно сделать.

Шахматы для школьников

Чаще всего шахматы в качестве образовательного инструмента используют на уроках математики. Ведь даже доска — уже наглядное пособие. Гарсия интересуется: сколько квадратов можно на ней обнаружить? «Кто-то скажет: 64! Нет, 65, скажет другой, потому что доска сама по себе квадрат. Да, но как же скрытые внутри неё квадраты, шахматные клетки размером 2×2, 3×3, 4×4, 5×5? Настоящий ответ: 204 квадрата!», — говорит эксперт.

А вот ещё одна задачка: можно предложить ученикам заменить числа в арифметических примерах на шахматные символы или их инициалы. По словам Гарсии, это отличный способ учить детей мыслить абстрактно.

Если с математикой всё ясно, то что же с гуманитарными науками? В качестве примера Гарсия приводит историческую тему.

«Если я учитель и начну объяснять Французскую революцию с разговоров о Робеспьере, Дидро, Вальтере и остальных, боюсь, сиеста для моих учеников наступит прямо на уроке!» — шутит он.

Он предлагает и здесь подходить со стороны шахмат и проводить аналогию между шахматными пешками, которые двигают игру, и «пешками» французского общества, начавшими отвоёвывать социальные свободы и права.


Кадр: фильм «Жертвуя пешкой»

Шахматы для дошкольников

Внедрять шахматы в обучении Гарсия предлагает ещё на уровне детского сада.

«Шахматы — это фантастический педагогический инструмент, который можно использовать в работе над многими очень важными навыками», — утверждает он.

В качестве примера журналист приводит опыт Адрианы Салазар — шахматистки, многократной чемпионки Колумбии и педагога. На её занятиях звучит много музыки, дети постоянно двигаются, а на полу — покрытие в виде огромной шахматной доски. С помощью чёрных и белых клеток дети учатся играя и играючи: например, знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь и диагональ. Или разыгрывают роли шахматных фигур: их задача двигаться по шахматной доске согласно заданным правилам

Эта простая игра, объясняет Гарсия, одновременно задействует и работу памяти (нужно помнить свои «ходы»), и моторику, и концентрацию, и внимание, и самоконтроль, учит соблюдать правила, уважать оппонента.

К тому же, добавляет журналист, шахматы можно использовать и для развития навыков работы в команде: например, провести групповые соревнования по запоминанию расположения фигур на шахматной доске за ограниченное время. Кстати, сегодня это очень важный навык, которому учат не только детей, но и взрослых — так что эта игра будет кстати в обучении людей любого возраста. Так что, резюмирует Гарсия, сегодня человечество нуждается в шахматах сильнее, чем когда-либо.

«Всего через десять лет больше половины сегодняшних школьников будут работать на позициях, которых сегодня ещё не существует, с технологиями, которые сегодня ещё не изобретены. Поэтому гибкое мышление станет одним из самых ценных навыков для человека. И это как раз то, чему учат шахматы», — утверждает эксперт.

Канал школы «D4-D5»

Бесплатный youtube-канал создан командой московской школы. Самый насыщенный плейлист содержит 319 уроков, которые помогут пользователям, сидящим за шахматной доской, развить логику и нестандартное мышление. Ролики имеют различную продолжительность: 4-5-минутные сюжеты соседствуют с получасовыми видео. Рассказывается как о приемах сильных игроков, так и о стратегиях для начинающих.
 
Объемной выглядит и подборка мини-уроков, на которых изучаются дебюты. Пользователям, интересующихся событиями реальных турниров, предлагаются разборы партий выдающихся гроссмейстеров — от Магнуса Карлсена до Сергея Карякина.
 

Основные принципы шахматной стратегии

Перечислим несколько стратегических правил позиционной игры в разных частях шахматной партии.

В дебюте, чтобы позиция была стратегически удачной, нужно занимать пешками центр, развивать коней и слонов ближе к центру, захватывать пространство, делать рокировку.

В эндшпиле (конце шахматной партии) возрастает роль короля — он должен быть активным и помогать своим проходным пешкам.

Наибольшая часть стратегических правил и принципов связаны с игрой в миттельшпиле — середине шахматной партии. Именно в миттельшпиле важнее всего правильно выстроить план своих действий, чтобы максимально усилить активность своей позиции и подготовить атаку на короля соперника.

В середине партии нужно стараться каждым ходом улучшать расположение своих фигур:

  • Ладей лучше всего располагать на открытой линии (линии, на которой нет пешек или есть только пешка противника).

  • Слоны лучше всего чувствуют себя на открытых диагоналях, слоны не должны упираться в свои пешки.

  • Для коня лучшее место — форпост, укрепленное своей пешкой положение в лагере соперника.

  • Ферзь чаще всего играет ведущую роль в атаке, поэтому в середине партии он переводится в сторону короля соперника, создавая ему матовые угрозы под защитой других своих фигур.

  • Пешки стремятся к захвату центра и пространства, для этого лучше всего надвигать свои центральные пешки на вражескую половину доски.

Рассмотрим ситуацию на диаграмме. Материальное соотношение (количество фигур и пешек) равное. Но стратегически белые обладают огромным перевесом: их фигуры намного более удачно расположены и их позиция более активна. Белая ладья с1 расположена на открытой линии, чернопольный слон занимает важную большую диагональ, конь отлично стоит в центре на укрепленном пункте е5, белые владеют центром и пространством за счет выгодной пешечной структуры. А в позиции черных много недостатков: неразвитые или плохо развитые фигуры, ослабленный король, слабые пешки.

Важный вывод
Стратегические недостатки позиции соперника — это ваши преимущества! Поэтому при оценке позиции мы также обращаем внимание на слабости и неудачно расположенные фигуры.

К стратегическим недостаткам в шахматах можно отнести:

  • Наличие слабых пешек. Есть три основных типа пешечных слабостей: изолированная пешка (на соседних вертикалях с которой нет пешек того же цвета, а значит, защищать ее должны будут фигуры), сдвоенные пешки (расположенные на одной вертикали, препятствуя движению друг друга), отсталая пешка (пешка, которая не может догнать пешку своего цвета на соседней линии).

  • Наличие слабых полей в лагере, особенно рядом с королем. Слабыми полями можно считать пустые клетки, которые не могут быть взяты под контроль пешкой и могут быть атакованы фигурами соперника.

  • Наличие неудачно расположенных фигур. Неудачными можно считать неразвитые фигуры, фигуры, стоящие на краю шахматной доски, а также ограниченные в подвижности и упирающиеся в свои пешки.

  • Раскрытое положение короля (если король не рокирован, либо если пешечное прикрытие его рокировки полностью или частично разрушено).

Рассмотрим подробнее типы слабых пешек на примере диаграммы. В этой позиции 5 из 6 пешек черных являются слабыми: пешки h7 и а7 — изолированные, пешки с6 и с7 сдвоенные (и при этом обоюдно изолированные), пешка е6 — отсталая. У белых нет слабых пешек, их пешки составляют две ровные пешечные цепи.

Итак, перечислим основные факторы стратегической оценки позиции в шахматах:

  1. Положение короля.

  2. Активность фигур.

  3. Перевес в пространстве.

  4. Владение центром.

  5. Пешечная структура, наличие пешечных слабостей.

  6. Владение важными полями и наличие слабых полей.

  7. Владение открытыми линиями.

Основы шахматной игры

Лекции проводит тренер и педагог, мастер ФИДЕ по шахматам Эльвира Уманская. Онлайн уроки станут для школьника достойной альтернативой живому занятию: доступным языком рассказывают историю создания термина «шахматы» и самой игры. Уманская объясняет основы игры, рассказывает о шахматных фигурах и их «стоимости», сравнивает фигуры с двумя войсками (метод улучшает наглядность информации)

Педагог рассказывает о важном термине «рокировка», её правилах и объясняет, для чего она нужна. В процессе лекций ребёнок узнаёт о тактике и стратегии игры, научится думать во время игры на несколько ходов вперёд.
 

Самостоятельное обучение малыша в онлайн-играх

До 6 летнего возраста интерактивное обучение является лучшим выбором для ребенка, оно помогает развивать его способности, мыслительные процессы и одновременно не дает заскучать в процессе познания мира.


Существует много компьютерных игр, которые обучают шахматам и дают возможность самостоятельно овладеть такими навыками, используя ПК.

Принцип такой игры построен на наличии героев, которые сопровождают малыша в мире, где царят шахматные фигуры и он живет по их правилам. Знакомство с правилами происходит постепенно и увлекает, поскольку оно связано с получением определенных бонусов вместе со знаниями, а также возможностью кого-то спасти, победить, помочь, что положительно влияет на развитие социальных навыков.

Популярными вариантами он-лайн обучающих игр для детей являются:

  • Алладин – волшебные шахматы;
  • Динозавры учат шахматам;
  • Шахматная страна.

Обратите внимание!При выборе такого варианта обучения, важно следить за тем, сколько времени малыш проводит у монитора и помогать ему, если он с чем-то не разобрался. Ведь главная цель – обучение, а не времяпровождение у компьютера

ChessMaster

На заглавной странице школы Chessmaestro.ru отмечено, что среди ее учеников — не только россияне и их географические соседи, но и американцы, англичане. Практикуется несколько форматов обучения. Один из них — пошаговые программы: 21-дневный тренинг, пройдя который новичок может стать 4-разрядником, и годичный курс, завершить который реально с сертификатом перворазрядника.
 
Второй формат — видеокурсы с записями уроков, третий — индивидуальные Skype-занятия. Еще один вариант, позволяющий освоить навыки шахматиста в ChessMaster, — обратиться к бесплатному разделу школы «База знаний» с множеством публикаций как о технике игры, так и о мастерах.
 

Как быть хорошим учителем?

Будьте подбадривающим и воодушевляющим наставником. Хвалите ребенка за достижения независимо от его возраста. Даже если он проиграл, похвалите за удачные ходы и решения, которые были сделаны в процессе.

Никогда не делайте преднамеренную ошибку. Ученик должен накапливать знания через применение игровых шаблонов и понимание их последствий. Незаслуженный выигрыш не делает процесс забавным, а лишь серьезно подрывает потенциал обучения.

Помните, что единственный способ развить навык – регулярные занятия, для которых у ребенка должен быть партнер. Существует множество компьютерных игр, видеоигр и приложений, которые могут быть использованы как дополнительные средства обучения после того, как ученик освоит базовые приемы.

Ответственные и заботливые родители стремятся развивать своего ребенка всесторонне. Шахматы – захватывающая, но и самая сложная интеллектуальная игра. Главное при обучении детей – сохранить высокий интерес на каждом этапе и не форсировать события. Тогда можно достичь вполне реальных результатов практически за несколько недель и, возможно, привить любовь к шахматам на долгое время.

Шахматы с подсказками для начинающих

Условия игры «Шахматы с подсказками» для начинающих детей и взрослых равны. Каких-либо возрастных ограничений нет. И это выделяет столь мудрый и старинный интеллектуальный поединок среди всех прочих.

Шахматы – одно из самых интеллектуальных развлечений, придуманных когда-либо человеком. Один поединок может длиться до нескольких часов и включать миллионы разных комбинаций, которые приведут игрока к победе. На сегодняшний день и каждый ребенок сможет представить себя знаменитым шахматистом и поиграть в столь увлекательную игру. И сделать это можно, даже если он абсолютно не знает ее правил и у него нет соперника. Ведь в таком поединке будет участвовать сам компьютер.

Само собой, одержать победу над электронным противником будет непросто, но реально. Тем более что у игрока будут подсказки, появляющиеся при нажатии на определенную фигуру. Они показывают все возможные ходы, которые могут совершить шахматы

Но, помимо подсказок, нужно будет терпение и внимание, которое даст уловить все хитрости соперника. Для игры в шахматы нужно использовать мышку

При потере фигуры из своего войска она автоматически станет перемещаться в левую сторону экрана. Так что всегда возможно увидеть и свои потери, и потери соперника.

Гроссмейстеры уже продолжительное время не стремятся победить устройство, но применяют его в качестве незаменимого помощника для подготовки к поединкам с другими людьми.

Наилучший вариант — это состязаться с теми, кто несколько опытнее вас. Так игрок станет обучаться у соперника и, в то же время, оказывать ему серьезное сопротивление. Но если играть против заведомо более сильного шахматиста, то шансов на победу не будет вовсе, и это лишь убьет интерес к игре. На первом этапе есть смысл играть партии с длинным контролем: по 30 минут или хотя бы по 15 минут с добавлением 5-10 секунд на ход.

Чесифай: сканер, анализ, игра

Приложение может просканировать позиции на шахматной доске с другого устройства или носителя: экрана компьютера, планшета, телефона или фотографии, книги. Для анализа игры предлагают несколько движков (в основном, они отличаются по скорости). Можно посмотреть, как отсканированную партию проигрывает компьютер – так можно увидеть возможные сильные ходы. То есть программа даст вам подсказки для реальной игры с соперником. 

Здесь можно и сразиться с компьютером, причем не только загрузить новую партию, а продолжить ту, что вы просканировали. На выбор – 5 уровней, от новичка и любителя до профессионала и гроссмейстера; цвет шахмат и счетчик времени. 

Для тех, кто хочет научиться шахматам, отличная возможность анализировать любые варианты игры, учиться видеть ходы для себя и предугадывать планы соперника. Еще тут есть шахматные часы на одного и двух игроков. База данных с отсканированными досками. 
Оценки: по 4,5 поставили за геймплей и графику, 4,4 за управление.

Скачать для Android. 
 

Общие правила

Игроки должны придерживаться установленных правил.

Основные из них:

  • шахматная доска располагается так, чтобы ячейки белого цвета были в верхнем левом и нижнем правом углах;
  • белые фигуры расставляются на 1 и 2 горизонталях, черные – на 7 и 8;
  • начинает игру тот человек, кому достались белые фигуры;
  • ходят игроки по очереди;
  • за 1 ход передвигается 1 фигура;
  • если шахматист касается своей фигуры, то он обязан сделать ею ход;
  • к фигуре соперника прикасаются только в случае твердого намерения ее забрать;
  • если надо поправить фигуру, то следует сначала заявить об этом вслух;
  • необходимо контролировать время для раздумья;
  • перед началом игры следует убедиться, что белый и черный ферзи стоят друг против друга.

Шахматная доска имеет 64 ячейки, одна половина из которых белая, а другая – черная. Все поле делится на зоны:

  • 8 горизонтальных и 8 вертикальных полос;
  • белая и черная основные диагонали;
  • 6 белых и 6 черных диагоналей;
  • большой центр, расположенный на пересечении средних 4 горизонтальных и 4 вертикальных полей;
  • центр доски – пересечение средних 2 горизонтальных и 2 вертикальных полос.

Расположение фигур на поле

Тем, кто начинает знакомство с шахматами с нуля, необходимо изучить порядок расстановки фигур перед игрой:

  • в первом ряду от игрока располагаются ладья, конь, слон, король и ферзь, слон, конь, ладья;
  • второй ряд занимают 8 пешек.

Тонкости нападения

Начинать играть дебюты лучше с клеток Е4 и D4. В этом случае сразу создаются открытые позиции для сильных фигур и рокировки. Королю требуется защита из своих пешек, поэтому выводить все пешки в нападение нельзя.

Лучше начать с клеток Е4 и D4, тогда открываются шаги для сильных фигур.

В игре нужно стараться не допускать сдвоения или строения своих пешек. В таких позициях они становятся отличными мишенями для атаки. Пешкам лучше идти друг за другом, тогда каждая следующая будет защищать стоящую перед ней.

В продвижении вперед требуются не занятые врагом ячейки. Освободить их можно, побив фигуру оппонента и поставив на ее место свою. При этом обязательно контролировать центр доски, добавлять для нападения на чужого короля новых участников сражения, не отдавать свои фигуры бездумно или случайно.

Не всегда следует достигать цель прямым нападением. Нужно применять шахматную стратегию. На практике это означает просчитывание событий хотя бы на пару шагов вперед, предугадывание действий противника, его возможных ходов

При этом важно помнить, что есть предсказуемые люди и те, кто действует под влиянием импульса. Умение правильно определять последствия того или иного хода и реакцию противника приходит с регулярной практикой

Ход пешкой по диагонали

Пешка – единственная фигура в шахматах, которая ходит и нападает по разным траекториям.

Продвигается вперед она только по свободным клеткам. Если перед ней есть фигура, то пешка дальше ходить не может. Часто случаются ситуации, когда чужие пешки упираются друг в друга и стоят до тех пор, пока какую-нибудь из них не убьет сильная вражеская фигура.

Атака пешки.

Атакует пешка по диагонали влево или вправо на 1 клетку. При нападении иногда применяется маневр «взятие пешки на проходе». Суть его в следующем:

  • пешка стоит на 2 горизонтали, а на 4 линии есть пешки противника, контролирующие 3 линию;
  • белая пешка, используя свое право перешагнуть через клетку, проходит «битое поле» и оказывается рядом с чужой пешкой;
  • соперник бьет ее на 4 линии, но свою пешку ставит на ранее атакованное поле 3 линии.

Дальше — интереснее!

Шахматы – игра очень древняя, но ее популярность среди интеллектуалов не угасает в течение многих столетий. Человеку, далекому от шахматного мира, может показаться, что научиться хорошо играть в шахматы очень просто, якобы для этого нужно лишь знать фигуры и какая из них как передвигается по доске. Но это мнение – в корне неверное, ведь быстро научиться играть в шахматы невозможно!

Придется изрядно попотеть, а также напрячь не только память, внимание, математические способности, но и логическое мышление. В этой игре мало знать правила, здесь огромное значение имеют стратегия и тактика, внимание, терпение, комбинационный расчет

Первые шаги по клеточкам

Обзаведитесь собственными фигурами и шахматной доской. Доска – это поле из 64 клеточек, черных и белых. Набор фигур – это 16 черных и 16 белых. Каждый из двух игроков имеет одного короля и ферзя, по две ладьи, два коня и слона, восемь пешек. Для начала выучите названия фигур, их расстановку, способы передвижения.

Затем нужно выучить правила игры, специальные приемы, позволяющие быстро улучшить ситуацию (рокировка, например). Также нужно знать ситуации, которые могут возникнуть по ходу – пат, шах, мат. Шахматная игра состоит из трех последовательных этапов – это дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

Способы обучения

Теперь возникает главный вопрос — где научиться играть в шахматы? Можно отправится в книжный магазин, купить шахматный толковый учебник, в котором «человеческим», простым языком будут представлены все необходимые теоретические знания. Изучите его от корки до корки, правила игры вы обязаны знать «на зубок», иначе ни о каком умении не будет идти речь! Только после этого есть смысл приступать к практике, то есть непосредственно к игре.

Увы, очень многие, желающие знать, как научиться мастерски играть шахматы, слишком нетерпеливы и стремятся сразу же сесть за шахматную доску, без базы знаний. Такой подход может привести к успеху лишь в том случае, если ваш учитель-соперник имеет достаточно опыта и терпения, чтобы вас обучить.

Чтобы постоянно прогрессировать в качестве успешного шахматного игрока, нужно играть как можно чаще. Очень помогает записывание ходов, своих и противника. С помощью записей вы после окончания партии сможете спокойно осмыслить различные ситуации на доске, понять, где и когда вами были допущены фатальные ошибки. Желательно играть с более сильным противником, ведь всегда эффективнее и полезнее проиграть пять партий подряд профи, нежели выиграть у того, чей уровень игры еще ниже вашего.

Тренируйтесь, постепенно вы обретете не только опыт, но и научитесь получать массу удовольствия от процесса. Вы поймете, как хорошо играть в шахматы – в спокойной обстановке, с достойным противником! Постепенно совершенствуя свои шахматные навыки, вы будете играть все лучше, однако, дабы стать профи, все равно нужен будет профессиональный тренер. Только такой человек способен вывести игрока на качественно новый уровень.

О шахматных фигурах и их расстановке и ценности

На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.

Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.

У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.

Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.

Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.

Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.

Шахматы с Жориком

Персонаж, имя которого значится в названии интернет-школы Chessmatenok.ru, — отнюдь не вымышленный. Жорик, он же Георгий Борисов, — мальчишка, который в 4-летнем возрасте с легкостью обыгрывал взрослых игроков. Многие называют юного чемпиона гением, но тренеры, дающие уроки мастерства на упомянутом ресурсе, убеждены: невероятный прогресс Жорика во многом связан с методикой обучения. В ее основе — постулаты классической советской школы, на которых базируются курсы дистанционной образовательной площадки.
 
На вебинарах последней изучается все: дебюты, гамбиты, стратегии, ловушки. За возможность получить разряд менее чем через месяц онлайн-тренировок или стать чемпионом региона придется платить, тогда как многочисленные материалы блога — от онлайн-задач до специализированной литературы — доступны без оплаты.
 
 

Артурс Нейксанс (Латвия)

Гроссмейстер Артурс Нейксанс (Латвия)

Какой совет, который вы даете своим ученикам, по вашему мнению, мог бы принести пользу большому числу шахматистов?

Всегда изучайте классику! Знайте наизусть бессмертные партии всех прошлых чемпионов мира и других великих игроков, поймите их вклад в шахматы. Идеи старшего поколения гораздо легче понять. Сегодня стандартная современная партия представляет собой смесь примерно 10 классических идей, иногда включающих мышление, подобное движку.

Какая ваша любимая обучающая шахматная партия?

Первая партия, которая приходит мне на ум, — это Каспаров-Карпов (чемпионат мира 1990 года, партия 20), очень известный пример.

Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.

Я много раз использовал эту партию на тренировках

Я использую его в основном для объяснения концепции атаки, что количество материала во время атаки не важно. Моя любимая часть — это вот эта:

Что вы считаете самым ценным учебным инструментом, который предоставляет Интернет?

Доступ к обучающим видео и задачам. Я действительно люблю читать хорошие шахматные книги, но в видеоформате информация усваивается намного быстрее. Онлайн-задачи по понятным причинам превосходят печатные, так как вы можете перемещать фигуры до последнего хода и сразу же получать ответ. Я часто пользовался этим ресурсом!

Какую недооцененную шахматную книгу должен прочитать каждый шахматист?

«Белое и черное» Александра Котова. Речь идет о жизни Александра Алехина, его соперничестве с Хосе-Раулем Капабланкой и трудных временах, когда он был шахматным профессионалом. Это была одна из моих любимых книг в детстве.

Как научить правилам игры в шахматы

Чтобы ребенок начал играть с нуля, необходимо разъяснить ему правила игры в шахматы. Он должен знать, что нарушать их запрещено. Производить ознакомление следует постепенно, родитель обязан сам играть и иметь неплохие знания шахмат. В самом начале нужно рассказать о доске:

  • На игровом поле присутствуют 64 клетки черного и белого цветов.
  • Располагают доску так, чтобы квадрат черного цвета находился в нижнем углу слева по отношению к игроку.
  • Доска пронумерована по горизонтали от 1 до 9 и имеет буквенные обозначения по вертикали от A до H.

Следующим шагом необходимо подать информацию о шахматных фигурах, дать определение, рассказать, как они могут ходить:

  • Армия каждого игрока состоит из 16 фигур, из которых 8 – это обычные пешки (солдаты).
  • Фигуры могут передвигаться по шахматной доске, съедая фигуры противника.
  • Пешки. Маленькие солдаты, которых много. Ходят на одну клетку вперед, но в начале партии могут переместиться на две позиции. Убивают противника вперед по диагонали, а в том случае, когда пешка дошла до противоположного края доски, она превращается в любую другую фигуру.
  • Ладья. Располагается на крайней клетке ближнего к игроку ряда. Ходит и бьет только по горизонтали и вертикали на любое число квадратов.
  • Конь. Занимает следующую позицию после туры. Ход конем осуществляется буквой «Г» – на две позиции вперед и на одну вбок или на одну клетку вперед и две вбок. Может перескакивать через свои и чужие фигуры.
  • Слон. Может перемещаться только по диагонали. Один офицер ходит по черным клеткам, другой по белым.
  • Ферзь. Самая сильная фигура, которая может ходить и бить противника в любом направлении. Размещается в начале игры возле короля на клетке, соответствующей ее цвету.
  • Король. Главная фигура шахматной партии. Может ходить в любом направлении, но только на одну клеточку. Короля нельзя съесть, можно только окружить и лишить хода, поставив мат.

Чтобы ребенок быстрее запомнил фигуры, можно в конце игры делать специальное упражнение. Малыш отворачивается, а взрослый прячет одну из фигур за спиной. После этого он обязан сообразить, какой фигурки не хватает на шахматной доске. Также хорошо помогают запомнить правила игры видеоролики и мультфильмы тематической направленности.

Правила турниров

Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.

Тронул – ходи

Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.

Часы и Таймеры

Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:

  • Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
  • Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
  • Ограничение по времени уточнять перед началом партии.

Это основные правила того, как играть с контролем времени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector